Ви є тут

Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре волго-уральских мусульман

Автор: 
Газиев Идрис Мударисович
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
203
Артикул:
172509
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре волго-уральских мусульман
Введение..........................................................4
Глава первая. «Народный» профессионализм.........................10
1. Формирование профессионализма в народной музыкальной культуре древних тюрков. Определение терминологии профессиональных исполнителей...................................................10
2. Основные жанры «народного» профессионализма и особенности исполнительского мастерства....................................22
2.1 .Общая характеристика основных жанров нарративного творчества 22
2.2. Исполнительская традиция нарративных жанров.................29
2.3. Исполнительское мастерство средневековых сказителей.........51
2.4. Исполнительская традиция протяжной лирики (озын кой) казанских татар и башкир...................................................64
2.5. Исполнительское мастерство татарских и башкирских певцов....76
Глава вторая. «Конфессиональный» профессионализм.................84
1. Основные жанры и исполнительская традиция.....................86
1.1. Азаи, речитация Корана, суфийские зикры.....................86
1.2. Традиция «книжного пения»..................................115
Глава третья. «Сценический» профессионализм.....................129
1. Характеристика музыкального быта Казани и Уфы
конца XIX - начала XX веков.....................................129
2. Формирование концертной деятельности.........................133
3. Концертно-исполнительская деятельность как одна из форм просветительства.............................................13 8
4. Граммофонная музыка как одна из форм исполнительской деятельности....................................................143
5. Особенности репертуара певцов-профессионалов начала XX века 155
3
6. Творческая деятельность певцов начала XX века..................159
Заключение.........................................................171
Литература.........................................................178
Приложение.........................................................199
19
передавали из поколения в поколение тюркский эпос. Именно эти певцы вошли в историю как создатели крупных эпических произведений - олонхо (якуты), алыптаги (тувинцы и хакасы), улигеры (буряты), нарды (кабардино-балкары), толгау (казахи), кубаиры (башкиры), дастаны (татары) (М.Х.Бакиров) [8, с.38]. Все эти жанры являлись образцами устного напевно-сказительского искусства тюрков.
Особенно большой интерес вызывает определение термина эцырау, йырау. В словаре Махмуда Кашгари он употребляется в значении певец-музыкант. И. И. Ильминский отмечает, что жырау в переводе означает «певец песен» (Е.Исмаилов) [46, с.43]. На языке казанских татар это слово имеет такое же значение. Академик В.В.Радлов утверждает, что жырау (у казахов) - это производное от жыр, что на татарском и казахском языках означает сказитель исторических песен (В.В.Радлов) [86, с.120]1. Слово жырау, по свидетельству В. Радлова, звучащее на татарском, азербайджанском языках как йырау, на шагатайском (средневековый узбекский) языке означает - акын, трубадур, певец (Е.Исмаилов) [46, с. 43]. В толковании учёных (Жирмунский, Ауэзов, Муканов, Давкараев) слово жырау, йыраусы обозначает древнего поэта-импровизатора, сказителя, создающего стихи, толгау (песни), дастаны об истории народа, быте, народных батырах (Башкортостан) [12, с.312]. В их синкретическом искусстве взаимодействуют поэтическое слово, рассказ, жестикуляция и мимика, а также другие способы воздействия на слушателя.
У различных этнических групп татар эти певцы-поэты также назывались по-разному. Если у казанских татар - это э/дырау, то на языке сибирских татар и татар-мишарей этот термин звучит как йырау. Встречающийся в татарских дастанах, например в «Идэгей», термин йырау является тому доказательством. В этом же значении во времена Казанского ханства бытовал и другой термин - щыручы. Известно, что адыручи -
1 Термин лдырчы, означающий в наши дни сценического певца, также происходит от слова эцыручы означающего невец-поэт.
20
певцы и музыканты, вместе с послами очень часто ездили в Москву (История татарской литературы) [166, с.287]. На одном из могильных камней, относящихся к 1505-1513 годам, сохранились записи, где упоминается живший в ту пору щыручи по имени Шейх (История татарской литературы) [166, с.287]. Зачастую раньше понятием эк;ыручи определяли музыканта, сопровождавшего свое пение. Известный казанский этнограф К.Фукс исполнителя татарских песен - певца-музыканта - также называл «джручи» (К.Фукс) [82, с. 125]. По определению татарского драматурга и фольклориста Н.Исанбега эцыручы - «дастанчы халык шагыире», т.е. народный поэт, создающий дастаны (эпос) (Татарские народные пословицы) [164, с.ЗО]. Примечательно, что в народной терминалогии у башкир до настоящего времени сохранился термин йыраусы (производное от йыр - песня), означающего исполнителя протяжных исторических песен1. По нашим сведениям этим термином, например в деревне Тунгатарово Учалинского района Башкортостана, определяют народно-профессионального исполнителя старинных протяжных исторических и лирических башкирских народных песен (Ахмадулла йыраусы, Набаулла йыраусы). В отличие от некоторых башкирских фольклористов (в частности, Ю.Гайнетдинова), которые йыраусы и йырсы трактуют как исполиигель-певец, башкирский ученый-фольклорист Ф.А.Надершииа считает, что йыраусы у башкир - это не только певец-исполнитель, а в первую очередь, сочинитель мелодий к своим песням, т.е. народный композитор.
Что касается термина чичэн (у татар), сэсэн (у башкир), шешен (у казахов), им отмечали мастера художественного слова. Его слово - народная мудрость, где все сказанное подтверждается делами. О существовании
1 Кстати, термину йыраусы соответствует казахский термин - олеиит - песенник, исполнитель и создатель казахских лирических песен, называемых олен. В старину понятия олен, олепши встречались также в устно-профессиональной музыкальной практике татар. На татарском языке термин улэц часто упоминается в дастанах. Упэц означает песня, исполнителя улэц называли улэцче, а нескольких исполнителей -улэцдэш.