Ви є тут

Образ народа в украинской советской героико-революционной опере (к проблеме музыкально-сценического воплощения)

Автор: 
Рожок Владимир Иванович
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
182
Артикул:
134247
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЯАНИЕ
Стр.
Введение......................................................
Глава I. Становление принципов музыкально-сценического воплощения образа народа в украинской советской героико-революционной опере 20-х - 40-х годов . . .17-83
Глава П. Развитие традиций воплощения образа народа в украинской советской героико-революционной опере 50-х - 70-х годов.....................................84-149
Заключение .................................................... {50-167
Библиография .................................................. 168-180
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развитого социализма неуклонно повышается роль литературы и искусства в процессе идейного воспитания советского народа. "Все мы видим, как по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь. А значит, в огромной мере увеличивается ответственность деятелей искусства за то, чтобы находящееся в их руках мощное оружие служило делу народа, делу коммунизма", - подчеркивалось на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСс|.
Тема революционного преобразования мира по-прежнему является неиссякаемым источником творческого вдохновения для деятелей всего многонационального советского искусства. Одной из важнейших художественных проблем советского оперного театра была и остается проблема правдивого воплощения образа народа, роль которого на всех этапах коммунистического строительства неуклонно возрастает. Еще в первые годы Советской власти В.И.Ленин писал: "Только тот
победит и удержит власть, кто верит в народ, кто окунется в родник
о
живого народного творчества" •
Советский музыкальный театр, активно опираясь на лучшие традиции отечественного оперного искусства, в частности - на достижения М.И.Глинки, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, Н.В.Лысенко, масштабно воссоздает образ трудового народа.
Исключительно яркое и многогранное воплощение получила народно-героическая тема в жанре советской историко-революционной оперы, проблемно-тематический и образно-стилистический спектры кото-
1 Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 года. М., с.20.
2 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.35, с.61.
20
I
на украинской сцене оперн Н.Лысенко "Тарас Бульба"'. "Патриотизм, яркие национальные характеры, правдивый показ духовной силы народа-борца определяют значение оперы Лысенко в украинском 2
театре", - подчеркивал А.Гозенпуд. Тема национально-освободительной борьбы масс решалась тут в развитии: от страданий народа, угнетенного шляхтой, до гневного протеста против своих поработителей— таково было построение драматургического конфликта в опере. Раскрывая динамику борьбы, композитор широко использует мощные хоровые финалы, где концентрирует показ наиболее характерных черт свободолюбивого украинского народа: смелости, решительности, любви к родной земле. Такая многогранная трактовка образа народа в "Тарасе Бульбе" роднит оперу Н.Лысенко с "Борисом Годуновым" МЛДусоргско-го. Гармонично соединяя в музыке оперы лирические, героико-романтические и жанрово-бытовые эпизоды, композитор добивается многогранности в трактовке главного героя оперы - народа. Творчески развивая реалистические традиции русских классиков, прежде всего М.Глинки, М.Щусоргского, Н.Римского-Корсакова, Н.Лысенко, с большой психологической глубиной и внутренним динамизмом раскрывает образ народа, его стремление к единству в борьбе против своих врагов. "От хоровой песни "Гей, не дивуйте" через сцену выборов Коневого и рассказ о страданиях Украины, действие движется к кульминации - выступлению Сечи в поход - "Рушаймо вс1", - подчеркивает
А.Гозенпуд ._____________
? Премьера оперы состоялась в Харькове 3 октября 1924 года /дирижер Л.Штейнберг, режиссер Н.Боголюбов/.
2
Гозенпуд А. Н.В.Лысенко и русская музыкальная культура.М.,
1954, с.81.
® Там же, с. 83.
21
Ведя интенсивнее поиски средств художественного воплощения монументальной темы народа в опере, представитель русской реалистической режиссерской школы Н.Боголюбов широко использовал традиции украинского классического театра и в первую очередь художественные принципы Н. СадовскогоНародные сцены отличались в его постановке внутренней целостностью, глубиной раскрытия характеров, яркими этнографическими деталями. Многоплановость драматургического мышления композитора, богатый тематизм, основанный на фольклорном материале, дополнялись выразительными режиссерскими находками, что в конечном итоге синтезировалось в динамичном оперном спектакле. Романтика подвига народа органично дополнялась рядом интересных сценических образов главных героев, талантливо воплощенных П.Цесеви-
2
чем /Тарас Бульба/, В.Любченко /Остап/, В.Войтенко /Андрей/ и др.
И хоть первая постановка оперы не была лишена просчетов, особенно в расстановке основных драматургических сил / превалирование лирико-бытовой сюжетной интриги несколькв снижало героико-романтический пафос спектакля/, все же ее значение в становлении образа народа на советской оперной сцене неоспоримо.
Важную роль в решении проблемы создания героико-революционной оперы и формирования принципов воплощения образа народа сыграло открытие Государственного украинского оперного театра , который был
* См.: Василько В.Микола Садовський та його театр. К., 1962,с. 137.
2
См.: Боголюбов Н. Шестьдесят лет в оперном театре.М.,1967,с.259.
3 3 октября 1925 года в бывшей столице Советской Украины - Харькове был открыт’первый украинский советский оперный театр; через год, в октябре 1926 года, стационарные оперные театры появились в Одессе и Киеве, а передвижные - в Днепропетровске, Виннице, Донецке, Полтаве, Ворошиловграде.