Ви є тут

Памирская традиционная инструментальная культура

Автор: 
Юссуфи Гулджахон
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2003
Артикул:
172973
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................3-22
Глава I Вопросы историко-этнографического изучения традиционной культуры памирцев
§ 1 К истории формирования населения Припамирья...........23-38
§ 2 Некоторые особенности традиционного уклада памирцев..39-51 § 3 Характеристика инструментальной культуры памирцев,
ее место в традиционном быту .........................51-88
Глава И Музыкальные инструменты
§ 1 Систематика инструментов местной традиции: особенности
конструкции, материал изготовления..................89-131
2 Заимствованные инструменты..........................131-138
§ 3 Реконструкция народных инструментов: отдельные
опыты, мастера.......................................138-153
Глава 111 Особенности инструментальной музыки
Припамирья....................................154-156
§ 1 Жанровая система традиционной музыки памирцев 157-169
§ 2 Инструментальные версии местной традиционной лирики
(даргилик, лалайик, дуду^ик).......................170-239
§ 3 Стилевые особенности памирской инструментальной
музыки...............................................240-255
Заключение............................................. 256-259
Список литературы..................................... 260-290
Приложения
1. Описание обрядов и верований памирцев:
а) праздники годового цикла......................... 293-310
б) праздники жизненного цикла (родины, свадьба, похороны)...........................................310-358
2. Иконографические материалы (фотографиии инструментов)......................................... 360-377
3. Нотное приложение (135 образцов)......................378-747
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа представляет собой исследование традиционной народной инструментальной музыки Припамирья, яркого феномена инструментализма одного из индо-иранских народов, известного в литературе как припамирские народности или припамирские таджики имеющего самоназвание - памирцы.
Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка представляют собой богатейший пласт духовной культуры народов Припамирья. Отражая его мировоззрение, тип мышления, будучи тесно связанной с религиозным и светским бытом, эта область фольклора имеет очень важное значение для постижения древней и самобытной культуры памирцев, раскрытия национального модуса музыкального мышления.
Памирцы проживают на территории Таджикистана и за рубежом. Они населяют право- и левобережье реки Пяндж. (см. карту). Право-бережные земли расположены на востоке республики Таджикистан и административно входят в ей состав в виде Горно-Бадачшанской автономной области (ГБАО). Нами обследован регион компактного проживания памирцев на территории бывшего СССР, куда входят Калай-Хумбский, Ванчский, Ш угнан с кий, Рушанский и Ишкошимский районы. Этот регион представляет собой уникальный культурный изолят. Можно предположить, что зафиксированный нами в 1970-х- 1980-х годах срез фольклорной традиции сохранил своё традиционное состояние, не подвергся поздним влияниям и потому является полноценным объектом изучения традиционной культуры 2. Обследованная
1 См. словари “Народы мира” и “Народы и религии мира”(17, с. 303; 321, ).
* Пока Припамирье целиком входило в пограничную зону СССР, влияния мировой унифицированной культуры на традиционную были минимальны. Местная традиция не претерпела измнсний. под идеологическим нажимом многое вышло из
5
отдушина. Только одно обстоятельство разводит эти традиции: если мужчины по какой-либо причине не поют традиционные песни, то играют их, сохраняя последние в своём репертуаре в виде инструментальных наигрышей, в то время как женщины либо поют песни, либо предают их забвению, что безусловно связано с юменившимися вкусами. Многие пожилые женщины стесняются петь традиционные песни, дабы не стать посмешищем в глазах молодых. В экспедициях нам часто приходилось объяснять молодым ценность и значимость народных песен, в частности, - народной культуры в целом, а пожилых исполнителей убеждать в том, что петь традиционные песни не стыдно, а напротив - почётно. В свою очередь, исполнители были благодарны нам за то, что мы проявляем интерес к их музыке - мукоми кадима (старинная музыка). Для них было приятным сюрпризом оказаться понятыми и востребованными. Исполнители имели возможность собраться вместе и помузицировать в широком кругу, и оказаться услышанными. На таких собраниях молодые тоже имели возможность всё услышать и увидеть своими глазами. Ценность и важность таких собраний неоспорима.
Традиционная музыка памирцев функционирует в трёх основных формах - вокальной, вокально-инструментальной и собственно инструментальной. В памирской музыкальной • традиции эти формы музицирования очень тесно переплетены с обрядами, с трудовыми процессами. развлечениями и танцами. Для местной инструментатьной музыки наиболее значимы сферы обрядовой музыки, музыки для слушания, для танцев и акккомпанеменг к песням.
»
Известно, что на Припамирье музыкальный инструмент мог сопровождать песни самых ч различных жанров. В этом случае инструментальная партия занимает скромное место, дублируя, с небольшими вариантами, вокальную. В то же время инструментальное сопровождение составляет конструкцию вокально-инструментальной композиции как целого.
Музыка для слушания составляет очень весомую часть творчества и являет собой наиболее развитый пласт народной инструментальной музыки памирцев. Она существует в камерном микросоциуме и чаще всего звучит в помещени - на каком-либо торжестве, либо на неприуроченных собраниях в гостевой комнате, и не имеет прямых утилитарных функций.
Традиционно инструментальная музыка памирцев связывазась и с искусством танца “Инструментальная музыка, пишет Шеффнер, в наиболее примитивных её формах всегда предполагает танец, она и есть танец” ( 122, с. 30-31) 57. В современном быту памирцев танцев почти не сохранилось. Однако в имеющихся материалах, собранных в первой и третьей четверти века (50, 161, 145, 146), имеются сведения о том. что в местной традиции танцевальная музыка была широко распространена и составляла значительную часть репертуара инструменталистов.
Ни один праздник или народное представление не обходилось без танцев. На Припамирье были зафиксированы как мужские, так и женские танцы. В репертуар мужчин входили бытовые танцы и танцы изобразительного характера приближающиеся к пантомимным
? Сноска дана по работе: Гиппиус Е.В. Общетеоретический взгляд на проблему каталотизапии народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики. Л.. 1980. С. 23-36.
14