/
Гее гЛ r;*v*2r X -у г ?! Л
Г
дм. Ь. -У,г:••'•/'■ Д
tf/3S-S6
I
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР
УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ им. М.П. МУСОРГСКОГО
Ректор профессор Е.Г. БЛИНОВ
Кафедра теории музыки
Заведующий кафедрой доцент В.П.КОСТАРЕВ
Старший преподаватель H.H.АНДРЕЕВА (ОРЛОВА)
Приложение к диссертации
О Ф0РМ00ЕРАЗУЩЕЙ РОЛИ КУЛЬМИНАЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (на примере фортепианных произведений
С.В.Рахманинова)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.
Научные руководители:
Профессор
В.Н.ТРАМНШКИИ
Кандидат
Е.Н.КОРЧИНСКИЙ!
Свердловск 1980
громкостное звучание - р, остинатно повторяемый интонационный оборот в мелодии верхнего голоса и повторность основного тонического звука на опорных долях в нижнем голосе. Совокупность перечисленных факторов создает заторможенность в развитии. Поэтому вершинная волна содержит строение: вершина-спад.
4-я волна подобна первым двум волнам (10 - 12 такты этвда).
В ней продолжается рост фактурного насыщения, начатый во 2-й волне. Если 2-я волна по этой причине активнее 1-й, то 4-я волна более динамична, чем 2-я. В остальном, с точки зрения динамических средств и структуры, эта волна повторяет закономерности 2-й.
5-я волна заключена в объёме последующих 2-х тактов. Она возникает посредством нисходящего продвижения в диапазоне 4-х октав, громкостного усиления от рр до у . Вершина, приходящаяся на вторую половину второго такта, звучит в низком регистре, на У , усилена акцентами, ритмическим замедлением. Внутри вершинной зоны продолжается нисходящее движение и нарастание силы звучания, что позволяет наблвдать двухфазность в строении вершины: подъём-вершина.
Так как волна заканчивается вершиной, то она содержит структуру: подъём (1^ такта) - вершина (тр такта).
6-я волна по материалу, средствам и структуре перекликается с 3-й волной. Но, в отличие от последней, она содержит не два, а три такта. Это сказалось на изменениях в фазе подъёма: она содержит не два звена секвенции (как в 3-й волне), а 4. Возрастает гармоническая напряженность в подъёме и громкостная насыщенность звучания, достигающая поднимается высотный уровень. Но несмотря на возрастающую динамическую активность подъёма,
- 6 -
вершина в сравнении с вершиной 3-й волны, не вносит никаких изменений. Структура в 6-й волне, как и в 3-й образует двух-фазность: подъём (2 такта) - вершина (I такт).
7-я волна - (18-22 такты) опирается на интонационный материал I, 2, 4 волн (пример В 4). Но линия возрастания фактурной плотности, иглевшая место во 2-й и 4-й волнах, продолжает свое действие и в 7-й волне, внося в нее усиление активности в сравнении с перечисленными волнами. Однако, изменения в повторяемом интонационном материале не ограничиваются лишь увеличением количества голосов по вертикали. Несколько меняются и контуры мелодической линии, нивелирующие вершину в первых двух тактах волны и образующие мягкую восходящую волнистую линию. Нарастание громкости, продвижение в верхний регистр, постепенное насыщение фактуры увеличением количества голосов приводят к звучанию наиболее высокой интенсивности, начинающемуся в 3-м такте.
Вступающая в этом такте вершина оттеняется наибольшей степенью громкости звучания в волне ( ^ ), наиболее высоким
мелодическим уровнем, полифонически насыщенной и наиболее уплотненной в произведении фактурой, а также напряженно звучащей гармонией: уменьшенный^^7, с квартой, малый'2^, с квар-
той. Усложненная альтерацией и побочными тонами гармония образует зону предкаденционного напряжения звучания. Однако,ка-дансовый появляется лишь через такт: последующий 4-й такт содержит нисходящий хромотический ход в басу, который, с одной стороны, осуществляет плавный подход к басу кадансового, с другой стороны, - оттягивает его появление на целый такт, тем самым обостряя ожидание. Вступление кадансового квартсекстак-
- Київ+380960830922