Ви є тут

Музыкальный театр Чайковского, исполнители и первые постановки опер композитора в России

Автор: 
Вайнштейн Лариса Яковлевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2003
Артикул:
172935
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Посвящается памяти Ольги Евгеньевны Левашевой
3
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I 5
Введение
§ 1. Актуальность исследования 5
§2 Обзор литературы 9
§3. История вопроса 17
Глава первая. Ранние оперы П.И. Чайковского в контексте 26
общеевропейского процесса конца 60 - 70-х гг. XIX в.
• § 1. Опера и оперный театр в Европе и России 26
§2. Первые сценические решения ранних опер П.И. Чайковского (сюжеты, 33 либретто, постановки)
“Воевода” 33
“Ундина” 36
“Опричник” 36
“Кузнец Вакула” 42
С.*
§3. Солисты Императорских театров в ранних опер П.И. Чайковского 45
Исполнители главных женских ролей (сопрано, меццо - сопрано)
Исполнители главных мужских ролей (тенора, баритоны, басы) 54
Исполнители эпизодических ролей 63
* Глава вторая. Первые постановки оперы “Евгений Онегин” 66
§1. Прижизненные премьерные спектакли на сценах Московской 66
консерватории, Большого театра в Москве, Большого театра в Петербурге
§2. Главные герои оперы 75
Музыкально-сценические трактовки образа Татьяны - М.Н. Климентовой, 75
А.К. Верни, АЛО. Скомпской, Э.К. Павловской, М.И. Фигнер,
Е.К. Мравиной
Музыкально-сценические трактовки образа Ленского - М.И. Михайловым, 81
М.Е. Медведевым, Д.А. Усатовым, H.H. Фигнером
Музыкально-сценические трактовки образа Онегина - С.В. Гилевым, 85
П.А. Хохловым, И.П. Прянишниковым, И.А. Мельниковым,
Л.Г. Яковлевым
§3. Музыкально-сценические трактовки жанровых и фоново-бытовых 91
образов
Часть II 97
Глава третья. Премьеры 80-х гг. 97
38
образом”, - размышляет композитор в письме от 28 ноября 1873 г. к В.В. Бесселю77.
В письмах к В. В. Бесселю (сентябрь-ноябрь 1873 г.) композитор высказывает свои пожелания относительно распределения ролей. Особое беспокойство у Чайковского вызывали исполнители боярыни Морозовой, Натальи и Вязьминско-го.
Создавая оперу, П.И. Чайковский думал поручить роль боярыни Морозо-вой-певице с редким по красоте голосом - Е.А. Лавровской 78 - или ДМ. Леоновой. Но в начале 70-х гг. солистки труппы оставили театр. Автор предлагал передать роль Ю.Ф. Платоновой. “Высокая партия” Морозовой соответствовала, по мнению Чайковского, драматическому сопрано певицы, и “она может, - писал он, - ее отлично исполнить”. Автор соглашался сделать “незначительные” корректуры, при условии, если Платонова согласиться исполнить роль. Но певица нашла партию Морозовой слишком низкой по тесситуре и отказалась участвовать в спектакле. Обеспокоенный судьбой оперы, П.И. Чайковский просит вызвать в Петербург московскую артистку Е.П. Кадмину, которая, обладала “блестящей талантливостью” [137. 173]19. Действительно, актерски сложная роль Морозовой открыла новые грани таланта Кадминой. По характеру порывистая, даже нервная, Кадмина в московской премьере - 4 мая 1875 г. - создала глубоко трагедийный образ: на премьере в Петербурге роль сыграла А.П. Крутикова.
Для исполнения роли Натальи театр располагал артистками В.И. Рааб (она выступала в опере второй сезон и быстро завоевывала признание) и А.Г. Меньшиковой, переходившей в то время в Мариинский театр. П.И. Чайковский отдавал предпочтение В.И. Рааб; А.Г. Меньшикову, пишет он, “мог бы утешить” ролью Морозовой, “слегка ее переделав в отношении диапазона” [144. 327].
На роль князя Вязьминского первоначально рассматривался известный певец М.И. Сариотти (Ком. 42). Но он начал терять голос, поэтому композитор об-
77 Василий Васильевич Бессель (1843-1907) - основатель (1869 г.) и совладелец музыкально-издательской фирмы в Петербурге, один из первых издателей произведений П.И. Чайковского, которому композитор передал исключительное право издания оперы и либретто “Опричника”. В цитируемом письме композитор добавляет: ”Я это знаю по ’’Снегурочке” , которую репетировали несчетное число раз - и, все-гаки, дело идет плохо” [144. 334].
:г Композитор посвятил F..A. Лавровской (Цертелевой) 6 романсов, соч. 27 (1875 г.) и вокальный квартет “Ночь”- Слова NN (П.И. Чайковского) (1893 г.).
?v В письме к В.В. Бесселю композитор так характеризует Е.Г1. Кадмину: ”Она превосходная актриса и весьма симпатичная певица...” [137 J33].
39
ратился к Б.Б. Корсову, как возможному исполнителю. Однако на премьере роль
о/\
князя исполнил НА. Мельников .
Известные трудности возникли с ролью опричника Басманова. Партия, написанная для контральто, была поручена певице А.И. Абариновой 81 . Но в виду ее болезни и отсутствия в труппе дублирующей певицы, партия молодого опричника была переработана автором для тенора. И на премьере роль Басманова исполнил артист В.М. Васильев 2-й (Ком. 43).
Окончательный состав исполнителей “Опричника” сложился к концу 1873 г. П.И. Чайковский остался им в целом доволен. В одном из писем к В.В. Бесселю имеется фраза: “Распределение в “Опричнике” прекрасно, насколько оно может быть хорошо без Лавровской и Леоновой”[222. 2].
В январе 1874 г. начались сольные, в феврале - ежедневные хоровые, затем сценические репетиции. Увлечение исполнителей новой оперой предопределило ее признание и успех у слушателей82.
Премьера оперы “Опричник ” состоялась 12 апреля 1874 г. на сцене Мари-инского театра под управлением Э. Ф. Направника в его бенефис .
По воспоминаниям В.В. Бесселя музыка оперы была восторженно принята слушателями, и премьера в Петербурге укрепила в П.И. Чайковском “веру в свое дарование”[222. 2] (Ком. 44). Н.Д. Кашкин считал, что опера имела “значительный успех... особенно хороша сцена у опричников. Ариозо Наташи в первом акте, арии Морозовой и большой дуэт четвертого акта” [82. 40].
Наибольший успех выпал на долю “превосходнейшего” оркестра [137. 221]. Премьера “Опричника” явилась первой творческой встречей композитора с дирижером Э.Ф. Направником, благодаря таланту которого, операм П.И. Чайковского, “на протяжении больше 30 лет... было обеспечено безукоризненное исполнение оркестровое и в отношении ансамбля” [118. 29].
Как творческую победу оценили современники работу А.П. Крутиковой и И.А. Мельникова. Талантливые артисты сумели оттенить драматургическую ли-
80 Тесситура партии Вязьминского не соответствовала голосу Б.Б. Корсова, поэтому роль была передана И.А. Мельникову.
*' Антонина Ивановна Абаринова ( Рейх ел ьт, сценический псевдоним Реджи) (1842-1901) - контральто -солистка Мариинского театра с 1873 по 1878 гг.
к Уверенность в успехе была столь велика, что киевский антрепренер Ф.Г. Бергер, еше до первого исполнения “Опричника” в Петербурге, заключил соглашение на постановку оперы в Одессе с приглашением ведущих солистов Мариинского театра.
8J Исполнительский состав “Опричника” оперы в 4-х действиях и 5 картинах, либретто И.И. Чайковского: князь Жемчужный - В.И. Васильев 1-й, Наталья, его дочь, - В.И. Рааб, боярин Мол-чаи Митьков, женах Натальи - В.Ф. Соболев, князь Вязьминский - И. Л. Мельников, Андрей Морозов -•.Д.А. Орлов, боярыня Морозова - А.П. Крутикова, Басманов - В.М. Васильев 2-й, няня Захарьевна -О.Э. Шредер. Дирижер - Э.Ф. Направник (Ком. 45).