Оглавление
Введение
Гпава первая
Византийские традиции в древнерусском пространном пении
Гпава вторая
Принципы распева в русской монодии
Гпава третья
Основные структуры силлабического силлабо-мелизматического пения
§ 1. Силлабический тип
Знаменный распев § 2. Силлабо-мелизматический тип
а) Знаменный распев
б) Малый распев
Гпава четвертая
Основные структуры пространного пения
§ 1. Кондакарное пение § 2. Путевой распев § 3. Демественный распев § 4. Большой распев
Гпава пятая
Монастырские "переводы”
§ 1. Отличительные признаки монастырских редакций § 2. Среднерусская и северная традиции в монастырском пении XVI - XVII веков
Заключение
Список литературы Список рукописных источников
4
22
40
63
87
118
123
134
148
163
174
189
209
218
263
Список сокращений Примеры
Приложение
1. Образцы древнерусских распевов. Перевод крюкового письма, транскрипция и нотация Г.А.Пожидаевой
2. Комментарии
3. Список песнопений Приложения
48
Строка и конечный тон находятся в определенном звуковысотном соотношении: совпадают или не совпадают, конечный тон может быть ниже или выше строки. Поскольку и строка, и конечный тон приобретают значение устоев, в случае их несовпадения возникает ладопеременность кокиз, свойственная пространным распевам.
Наиболее просты кокизы, опевающие строку и завершающие опе-вание на ее уровне - в таких кокизах строка и конечный тон совпадают, они показывают и закрепляют один устой. При этом звукоряд кокизы обычно укладывается в одно согласие, иногда расширенное за счет вспомогательного звука - верхнего или нижнего. В таких простых - “обносогласных” - кокизах опевается конечный тон, являющийся одновременно и строкой.
К более сложным относятся кокизы, в которых строка и конечный тон не совпадают, а мелодическая вершина кокизы расположена, как правило, выше конечного тона на несколько ступеней. Опевание строки, захватывающее соседние и близкие ступени звукоряда, создает свое ладовое наклонение - большое, малое или укосненное. При переходе от опеваемой строки или мелодической вершины кокизы к ее конечному тону ладовое наклонение обычно изменяется, что особенно заметно в певческом тембре, поскольку кокизы “переводят” напев из одного согласия в другое или дают разные согласия в сопоставлении. По функции своей такие кокизы часто являются 11 переводными", меняя одно согласие на другое.
Понимание таких закономерностей распева нашло отражение в древнерусской теории музыки и крюковой нотации певческих списков. В музыкальной теории понятие строки было не только осмыслено, но и увязано с некоторыми конкретными столповыми знаменами. Например, известно, что в азбуках-толкованиях столпового знамени описание некоторых знамен дано в связи со строкой: “А стрела простая потянути ни выше строки, ни ниже"16; “Мрачная стрела с полукрыжем подержав подернуть
16 —
Бражников М.В., цит. изд. С. 76.
49
изниска вверх выше строки”17; “А столица или множество их говорити просто по строкы"18. Собственно в таком значении употребляются эти знамена в столповых списках путевого и демественного распевов.
Пример простой стрелы на уровне строки - конечная кокиза в заключительном обороте путевого задостойника (пример 3). Полукрыжевая стрела чаще встречается в путевом распеве из-за особенностей строения его кокиз. В частности, синкопированный ритм четверть и целая, столь характерный для путевых кокиз (и менее характерный для демества), записывается в столповой нотации именно полукрыжевой мрачной стрелой, которая в пометных списках имеет борзую помету и оттяжку. В разводе верхний долгий звук стрелы всегда звучит на ступень или две выше строки; вероятно, из-за этой вариантности в азбуках и дано такое общее толкование - просто “выше строки” (пример 2). Аналогичные образцы есть и в демественных списках, например, псалма “На реце Вавилонстей”. Столица на уровне строки применяется и в пути, и в деместве “столповым знаменем" (пример 4).
Такая точная и определенная функция столповых знамен согласно древнерусской теории не только показывает высокий уровень грамотности и образованности писцов, но и служит косвенным признаком для определения строки в кокизах.
О понимании закономерностей в строении напева на основе строки и перехода от одной строки к другой говорит музыкально-певческая терминология и существование знамен, выполняющих такую функцию: это стопица-переводка в столповом знамени, целое семейство переводок в путевом - просто переводка, переводка непостоянная, ключевая и непостоянная ключевая19. Еще больше вариантов переводки в казанском знамени, где, кроме имеющихся в путевом, есть еще четыре: переводка с отхватом, с запятой, с заметкой (с сорочьей ногой) и переводка непосто-
17 Там же. С. 82.
18 Там же. С. 87.
19
Христофор. Ключ знаменной 1604. С. 115.
- Київ+380960830922