Ви є тут

Концепция музыкальной науки Абу Насра Мухаммада ал-Фараби в трактате Большая книга музыки

Автор: 
Даукеева Саида Диасовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
212
Артикул:
1000310207
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
I том
Предисловие..........................................................................5
Введение.............................................................................6
Глава I. Исторические корни “Большой книги музыки”: эпоха “мусульманского ренессанса”
1. Музыкальная культура арабского халифата .............................19
2. Направления знания о музыке .........................................22
3. Источники по музыке как часть арабской средневековой литературы 26
4. Генезис и становление “науки о музыке”...............................30
5. Музыкальная наука и философия. Полемика по вопросу “знания” .........37
Глава П. Философия познания музыки
1. Тема познания в “Большой книге музыки”.............................7.46
2. Учение о разуме и теория познания....................................47
3. Музыка в классификации наук .........................................53
4. “Знание” в “теоретическом искусстве”.................................57
5. Искусство как “.мыслящая форма”. “Формы искусства музыки” ...........62
6. “Опыт и основы доказательств”........................................66
7. “Классификация” научных знаний в музыке..............................71
8. “Следствия” из “основ” искусства музыки .:...........................74
9. Рационально-логический метод музыкальной науки: структура
теории и композиция “Большой книги музыки”...........................75
9.1. Классификация наук в структуре трактата.........................79
10. Структура текста. Философско-логическая терминология.................8!
10.1. Философско-эстетическая терминология...........................88
10.2. Терминология музыкальной науки в
“Большой книге музыки” (таблица).................................95
Глава III. Философии бытия музыкального искусства
1. Музыкальное искусство и его предмет ................................108
2. Теория лада.........................................................112
2.1. Звук...........................................................113
2.2. Интервал.......................................................115
2.3. Тетрахорд. Интервальные роды...................................118
2.4. Звукоряд...................................................,...127
2.5. Высотные уровни Тоны...........................................131
2.6. Смешения.......................................................134
2.7. Переходы.......................................................135
3. Теория ритма.........................................................136
3
3.1. Музыкальный ритм и 'аруд.......................................139
3.2. Структура ритма................................................140
4. Теория композиции.......................................145
4.1. Мелодия - ритм - речь. Техника композиции......................146
4.2. “Основа” и “украшения”.........................................152
4.3. “Замысел” композиции. Проблема жанра...........................156
4.4. Форма..........................................................158
5. Музыка в картине бытия.............................................162
6. Музыкальное искусство в социуме (социальная утопия ал-Фараби)......165
7. Ал-Фараби о состоянии современной ему музыкальной культуры
(к проблеме “ислам и музыка”).......................................170
8. Воздействие и восприятие музыки
Концепция музыкально-совершенного и естественного...................175
9. ’’Цели” и предназначение музыкального искусства....................180
10. Категории арабо-мусульманской культуры
в концепции музыкальной науки ал-Фараби.............................182
Заключение.........................................................................184
Литература.........................................................................193
II том
Приложение I.
1. Жизнеописание и музыкальные труды ал-Фараби....................4
2. Ал-Фараби в средневековой арабской историографии (переводы)
2.1. Ибн ал-Кифти (1172-1248)
“Сообщения об учёных и философах” ...............................8
2.2. Ибн аби Усайби’а (1194-1270)
“Источники сведений о разрядах врачей” .........................12
Приложение II. Ал-Фараби. “Большая книга музыки”
Перевод фрагментов. Комментарии
Оглавление...........................................................23
1. Часть первая. Введение в искусство музыки
Глава первая ..........................................34
Глава вторая...........................................55
Мелодии естественные для человека Твёрдые и мягкие тетрахорды Теоретические основы искусств Десять совершенств практического искусегва Благозвучие созвучных (интервалов)
Путь к первоосновам
2. Часть вторая. Искусство музыки как лаковое
2.1. Раздел первый об элементах искусства музыки
37
прикладных дисциплинах (геометрии, оптике, астрономии, физике, медицине и др.). Даже овладение умозрительными и метафизическими предметами в какой-то степени преследовало практические цели - переводы античных трудов по философии и логике знакомили арабоязычных учёных с теми философскими первоосновами и приёмами логической аргументации, которые затем активно использовались в религиозной полемике между исламом и другими вероучениями, а также внутри мусульманской обшины. Авторами музыкально-теоретических сочинений вследствие этого, были учёные, ориентированные на исследования в различных отраслях знания - научные приоритеты некоторых из них относились к философии и логике (Хунайн ион Исхак. ал-Кинди), другие специатизировались на точных науках (Куста ион Лука, ал-Хорсзми), третьи в равной мере посвятили себя нескольким направлениям научной деятельности (ал-Фараби - философии, логике, теории музыки, Ибн Сина - философии и медицине).
Закономерная тенденция соотнесения музыкальной науки с философским знанием, возникшая как отражение целостности древнегреческой научной мысли, с одной стороны, и специфики арабской средневековой культуры, с другой, получает наиболее полное претворение с развитием арабо-мусульманской философии. Определяющее влияние на становление музыкальной науки со времени ал-Кинди (873) и в последующую эпоху, вплоть до Ибн Сины (1038) и ал-Газали (1111), оказываег философское направление, с которым в мусульманском мире связывали сам термин “фалсафа" (“философия”) - известное в востоковедении как направление "арабомусульманского рационализма” или “восточного перипатетизма”. Обращение к музыкально-теоретической науке крупнейших мусульманских философов ал-Кинди. ал-Фараби, Ибн Сины и других известных учёных этого направления - Ихван ас-Сафа, ал-Хваризми. ар-Рази, Лбу Таййиб ас-Сарахси, обусловило характер научного знания о музыке - оно отражало, а, зачастую, и основывалось на методах исследования и философско-научных воззрениях этих учёных.
5. Музыкальная наука и философия.
Полемика по вопросу “знания”
Взаимодействие арабо-мусульманской философии и научной мысли о музыке в ряде теоретических концепций и в качестве самостоятельной линии развития научного знания - один из аспектов становления музыкальной науки, раскрывающий сё своеобразие как феномена данной исторической эпохи и культуры. Не ставя себе специальной цели рассмотрения этой темы - сравнительно мачо изученной в востоковедении, мы, тем не менее, не можем не коснуться её в продолжение обзора современного Фараби музыкознания. Одно то, что Фараби стоит у истоков арабо-мусульманской философии, заставляет нас осветить предпосылки её появления, связи с
38
музыкальной наукой и те духов1ю-интедлектуальные искания в культуре, в атмосфере которых она развивалась. Мы также выделим отдельные черты преломления философских представлений в музыкально-теоретических системах учёных 1Х-Х вв. и, отчасти, XI вв. - Кинди, Хваризми, Их ван ас-Сафа, Ибн Сиюы.
Предыстория возникновения философии как светского идейною направления, независимого от линии ортодоксального ислама и обособленного в отдельную интеллектуальную сферу мусульманской культуры, относится к VIII в. и связана с деятельностью му'тазилитов ("обособившихся”), ранних представителей калама (схоластического богословия), которые, начав с обсуждения вопросов о свободе человеческой воли и божественных атрибутах, пришли к разработке концепций, противоречивших догматам мусульманского вероучения и выходивших за рамки религиозной проблематики. Так, в противовес . догмату о божественном предопределении человеческих поступков, они утверждали “свободу воли*’ человека в совершении как добрых, гак и злых деяний, и мерилом различения добра и зла, справедливого и ложного считали разум. Поскольку, согласно их учению, материальный мир имел основания в природе вещей, а творец лишь наделял потенциально сущую материю атрибутом существования, они доказывали познаваемость мира человеческим разумом. Путь дискурсивного познания вёл также (в их истолковании) к постижению Бога и установлению “единства” его божественной сущности.
Идеи му’тазилизма, принятые в годы правления халифа ал-Мамуна (813-833) в качестве официальной доктрины государства Аббасидов, стали основой и. в определённой степени, “узаконили” распространение рационалистической научной мысли, выраженной в естествознании и философии, способствуя активному изучению “иноземного” наследия (в это же время был учреждён “Дом мудрости” в Багдаде).
Возникновение рационалистических тенденций в мусульманской ку льтуре (в 1Х-Х вв.), в том числе и самою мутазилизма, имело, очевидно, и более глубинные исторические предпосылки. Так, А.Мец связывает “вторжение целого потока” грекоэллинистических и христистианских идей “в религию Мухаммада” с пробуждением древней гностики, которая, по его словам, “вновь ожила на своей родине и на протяжении этих двух столетий нам ада господствовать во всех областях духовной жизни.” (Мец 1991, 268). Проявлениями гностицизма в разной форме были, по мнению учёною, разнообразные интеллектуальные течения, которые руководствовались идеей “познания Аллаха” (марифат Аллах) - схоластическое богословие, мистицизм (суфийское учение), рационалистическая философия.