Ви є тут

Незавершенные оперы Шостаковича : по неизвестным автографам

Автор: 
Дигонская Ольга Георгиевна
Тип роботи: 
по неизвестным автографам
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
241
Артикул:
172553
179 грн
Додати в кошик

Вміст

1 ск^ Оглавление
Введение................................................................3
Глава 1. Опера «Оранго» (1932): история, конгекст.
Раздел 1. Навстречу 15-летню Октября: «венок посвящений» 12
Раздел 2. История: Шостакович, Большой театр и «октябрьские»
прожекты.........................................................20
Раздел 3. Интермеццо о «Леди Макбет».............................37
Раздел 4. «Оранго»: описание рукописи, атрибуция.................52
Раздел 5. Сюжет, литературные источники, жанр. «Сын партизана». 60 Раздел 6. Шостакович и либреттисты: степень участия в либретто... 85
Раздел 7. Несостоявшийся альянс. Две «Карьеры»................. 111
Раздел 8. «Союзник или враг»....................................120
Глава П. Трагический фарс «о народовольцах» (1934-1935).
Раздел 1. Неизвестный нотный автограф: краткое описание, условная
датировка.......................................................124
Раздел 2. Музыкальный состав нотного автографа..................128
Раздел 3. Уточнение датировки нотного автографа.................132
Раздел 4. Два оперных замысла середины 1930-х годов: трагедия-
фарс и II часть оперной тетралогии............................. 139
Раздел 5. Литературные источники. Атрибуция нотного автографа.. 143
Раздел 6. Политика и искусство: отказ от замысла................153
Раздел 7. Неоконченная опера и Четвертая симфония...............156
Глава ПТ. Шостакович и «Черный монах» (1970-е).
Раздел 1. Первые рефлексии. А был ли сон?......................164
Раздел 2. Тезис «о сонатности». Переписка Шостаковича с Н. М. Фортунатовым...................................................... 168
Раздел 3. «Зерно для будущей оперы»: «Серенада» Г. Брага........176
Раздел 4. Первые сценарные планы, разработка либретто оперы 180
Раздел 5. Обработка «Серенады» Г. Брага: нотный автограф 189
2
Раздел 6. Эскиз к I акт)' оперы...............................199
Заключение........................................................ 202
Список аббревиатур и сложносокращенных слов...................206
Список печатных источников....................................208
Список архивных источников....................................219
Приложение.........................................................229
20
ва33, сколько пьесу «Боевым курсом», чью премьеру как минимум поставил под угрозу срыва. Приходится сразу отказаться от мысли, что обе пьесы — суть одно и то же, поскольку имена авторов литературного текста не совпадают.
Итак, опера, оперетта, масштабная многочастная симфония с хором, музыка к драматическому спектаклю, киномузыка, музыка трамовского марша — таков был роскошный праздничный букет, беспечно обещанный Шостаковичем общественности к «красным датам» (и врученный в конце года до смешного поредевшим). Главным козырем композитора продолжала оставаться любимая, не заказная, незаконченная опера «Леди Макбет Мцеиского уезда», под знаком которой, по сути, и будет проходить «его» 1932 год. Однако весной, в разгар всеобщей предоктябрьской истерии, возник еще один оперный замысел, предложенный Шостаковичу Большим театром, и он не смог и не захотел уклониться от лестного предложения.
Раздел 2. История: Шостакович, Большой театр и «октябрьские» прожекты.
В одной из первых «программных» статей 1932 года, в феврале, В.М. Богданов-Березовский поднял животрепещущий вопрос «когда же будет советская опера», однозначно читаемый в «октябрьском» контексте как призыв встретить юбилей новым советским репертуаром: «Ставшая сейчас перед советским искусством во весь рост проблема создания большого искусства большевизма в области музыки касается в первую очередь оперы»'5. Предпринятые было попытки некоторых театров пойти по проторенному пути и встретить знаменательную дату «по старинке» вызвали у автора статьи законное негодование и горестное резюме: «Театр [имеется в виду ГАТОБ] объявил, что 15-летняя годовщина будет им отмечаться специальным кон-
33 В комментариях к письму высказано предположение, что в нем «вероятно, речь идет о невыполнении Шостаковичем обязательства написать для Ленинградского ТРАМа музыку к спектаклю, о которой театр заявил в конце 1930 г.: "... трамовская онера на текст В. Саянова. Музыка Д. Шостаковича Тема оперы — роль комсомола в обороне страны"» (том же. С. 114).
'’4 Богданов-Березовский В. Когда же будет советская опера? (В порядке обсуждения) // Рабочий и театр, 1932, № 5, вторая декада февраля. С. 4.
21
цертным дивертисментом, тем самым сводя вопрос о крупном вкладе в советский репертуар к 15-летней Октябрьской годовщине к организации празднично-юбилейной однодневки»35.
С начала 1932 года Дирекция Большого театра, озабоченная грядущими Октябрьскими торжествами, начала заблаговременно формировать праздничную юбилейную программу. Не желая идти по стопам ГАТОБа и получать неминуемые нарекания, руководство ведущего музыкального театра страны решило почтить знаменательную дату новыми произведениями, отвечающими критериям «большого искусства большевизма».
31 января 1932 г. Дирекция (в лице Помощника директора Бориса Са-мойловича Арканова) и поэт Демьян Бедный заключили договор на создание героико-эпической пьесы в пяти актах (на тему фельетона Бедного «Разгадка»'6), которая должна была лечь в основу «музыкального произведения для постановки в ГАБТ к ХУ-й годовщине Октябрьской Революции»37. По условиям договора, поэт брал на себя обязательство представить литературный материал «не позднее 15 мая 1932 г.»*’8. Вскоре в печати появился анонс, в котором сообщалось, что «Большой театр СССР принял к постановке проект оперно-балетного спектакля, предложенный театру Демьяном Бедным. В основу спектакля положена мысль, выраженная т. Бедным в одном из его Октябрьских фельетонов. "Разгадка" в том, что народные чаяния, воплощенные народом в сказочные образы жар-птицы, скатерти-самобранки, ковра-самолета и т.п., стали после Октябрьской революции живой героической действительностью. Ведущая роль пролетариата подчеркивается введением в спектакль сказки о семи кузнецах, братьях-богатырях, уничтожающих ту
35 Там же. С. 5.
j6 Фельетон «Разгадка» был написан Демьяном Бедным в преддверии 10-летия Октябрьской революции, в 1926 году. В 1927 году он был впервые издан в одноименном сборнике фельетонов и стихов: Бедный Демьян. Разгадка. М., Заводы и Фабрики. 1927. С. 10-15.
37 РГЛЛИ, ф. 648 (Большого театра), oil 2, ед. хр. 776, л. 37.
38 Там же.