СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................3
Глава I. Музыкальное творчество как дидактическая
проблема и теория музыкального языка..................19
Глава 2. Музыкальная интонация и механизмы ее фор -
мирования ...........................................53
Глава 3. Моделирование музыкального текста в учеб -
ном процессе..........................................91
Заключение ...........................................131
Список литературы.....................................135
Приложение 1..........................................150
Приложение 2..........................................177
3
Творчество в процессе музыкального обучения - проблема многогранная. Музицирование, которое составляет самый сущест -венный компонент любого музыкального обучения, требует, в свою очередь, серьезного методологического и методического оснаще -ния. Основною цель обучения музыке на самых разных уровнях и ступенях составляет развитие музыкального мышления. Вместе с тем, учебный процесс - это накопление сведений, изучение тео -рии музыки, развитие разнообразных навыков /чтение нотного текста, запоминание, техника владения инструментом и голосом и т.п./. Противоречие мевду технологическим и творческим оона -щениями учебного процесса и поровдает теоретическую цель дан -ного исследования: творчество как дидактическая проблема.
Современной теорией дидактики основная задача обучения представляется как развитие музыкальных способностей, мышления, развития личности музыканта.К сожалению, зачастую на практике учебный процесс лишен форм высказывания на языке музыки, хотя именно это умение и является подлинным уровнем постижения язы -ка искусства. Несмотря на значительный удельный вес рутины, косности в обучении музыке, общий ориентир музыкальной педагогики на развитие творческих способностей очевиден.
В связи с этим, понятие "творчество" педагогами и учены -ми трактуется чрезвычайно широко. Вопросы ставятся о творчес -ком слышании музыки /творчестве в процессе восприятия/, о раз -витии творческого подхода в интерпретации /исполнения/ и тео -ретическом анализе /рефлексии, оценке/. Но главный ракурс проблемы - творчество как создание музыки, сочинение произве -
17
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и двух приложений, включающих нотные примеры Д1ри -ложение № 1/ и результаты выполнения инструктивных заданий моделирования музыкального текста /Приложение А 2/.
Три главы дисоертации последовательно освещают три основ -ные проблемы сквозь призму музыкального творчества.
В 1-ой главе "Музыкальное творчество как дидактическая проблема и теория музыкального языка" рассматривается креатив -нал деятельность как необходимое слагаемое профессионала-музы -канта, требующее четкой методики и прочной научной базы. ?4узы -кант-профессионал должен знать и уметь осознанно применять оп -ределенного рода знания о свойствах и возможностях музыкальных речений. Для этого ему крайне необходимо овладеть теярией музы -кального языка, являющейся прочной базой творческой самореали -задии в виде осмысленного оперирования музыкально-речевыми еди -ницами.
В основе музыкального высказывания лежит интонация, фор -мирующая смысловое поле музыкального произведения. Сложность понятия интонации потребовала выделить проблему в самоетоя -тельную 2-ю главу "Интонация и механизмы ее формирования".
3-я глава "Моделирование музыкального текста в учебном процессе", продолжая теоретическое развитие понятия интонации, демонстрирует практическое претворение концепции творческих упражнений, осуществленное автором на базе музыкально-теорети -ческих дисциплин педагогического колледжа. Процесс моделирова -нш - система приемов для создания условного /учебного/ му -зыкального текста - рассматривается как форма интонационного высказывания, осмысленного оперирования музыкально-речевыми
18
единицами. Предложенные в главе четыре этапа учебного цикла, представляющие собой последовательность конкретных методов и дидактических приемов, помогают понять суть выстраивания учеб -ного процесса как творческого.
В Заключении подытоживаются основные положения диссертации и отмечается теоретическая и практическая значимость изложен -ных в работе теоретических положений и методики моделирования.
- Київ+380960830922