2
Оглавление
Введение...........................................................5
Глава I. Классификация источников.................................19
1.1. Типология автографов....................................25
1.1.1. Чистовая копия (Reinschrift, fair сору).........45
1.1.2. Ревизионная копия (Umarbeitungsschrift, revision сору)..84
1.1.3. Переработанная копия...........................107
1.1.4. Композиционная рукопись (Konzept schrift, composing score).................................................110
1.1.5. Исправления и их классификация.................170
1.2. Копии-списки...........................................178
1.3. Оригинальные издания..................................183
Глава II. Общие проблемы хронологии..............................187
2.1. Основные вопросы датировки сочинений И. С. Баха.......191
2.2. Классификация рукописей в связи с вопросами хронологии.. 195
1.2.1. Датированные автографы.........................195
1.2.2. Датированные копии-списки......................199
1.2.3. Недатированные рукописи........................201
2.3. Датировка сочинений по копиям-спискам..................203
2.4. Датировка сочинений по автографам......................215
2.4.1. Датировка по различного рода копиям (чистовым, ревизионным, переработанным)..........................216
2.4.2. Датировка сочинений по композиционным рукописям.............................................226
2.5. Выводы. Перспективы дальнейших исследований............242
3
Глава III. Хронологическое соотношение версий....................252
3.1. Исследование источников и хронология версий............252
3.1.1. Одиннадцать прелюдий в Клавирной книжке Фридемана и I томе ХТК.................................254
3.1.2. Версии Инвенций и Синфоний BWV 772—801..........295
3.1.3. Два автографа клавирной Фантазии c-moll BWV906.................................................316
3.1.4. Версии Канонических вариаций для органа Vom Himmel hoch, da komm ich her BWV 769 и 769a...................342
3.2. Основные направления переработок собственных сочинений
в творчестве И. С. Баха................................409
Глава IV. Рукопись и некоторые проблемы авторской атрибуции
4. 1. Свидетельства источников и вопросы авторства в соврсмен-
ном баховедении..............................................415
4.1.1. Хоральные обработки для органа “Wie schön
leuchtet der Morgenstern” BWV 739, 764 и их автограф....418
4.1.2. Преамбулы и Инвенции — проблема авторства........433
4.1.3. Сонаты для флейты и чембало BWV 1031, 1033 — источники и гипотезы...................................455
4.1.4. Фуга c-moll BWV 906 и Дрезденский автограф.......469
4. 2. Нерешенные вопросы авторства И. С. Баха. Направления дальнейших исследований.................................482
Глава V. К вопросу о реконструкциях...............................489
5. 1. Реконструкция текста по сохранившимся фрагментам.......492
5. I. 1. Фрагмент хоральной обработки BWV 764...........493
Факсимиле 33, т. 85—87
Можно назвать в партитуре Концертов и некоторые другие исправления, которые допускают подобное двоякое толкование (см., например, Концерт № 4 ч. III т. 154 Violino 1 ripieno, Концерт № 1 ч. I т. 30 Bassono, Концерт № 2 ч. I т. 38 Viola ripieno, т. 101 Viola ripieno; Концерт № 2 ч. III т. 44 Hautbois).
Из всех имеющихся в рукописи Концертов исправлений лишь очень немногие, оказывается, можно рассматривать как изменения первоначального текста, связанные с переработкой деталей. Одно из таких исправлений — корректура в партии Cembalo в такте 197 третьей части Концерта № 5:
Факсимиле 34, т. 196—198 Судя по особенностям записи текста в данных тактах, вначале Бах выписал верхнюю линию партии Cembalo следующим образом:
68
Но затем изменил эту запись на тот вариант, который мы видим в окончательном тексте. Далее будет показано, что такого рода исправления весьма типичны для баховских рукописей самого разного рода. Однако в рассматриваемой партитуре Концертов подобных исправлений обнаружить более не удалось.
Таким образом, дошедший до нас автограф партитуры Бранденбургских концертов Ат. В. 78 содержит весьма значительное количество исправлений, среди которых:
• утолщения головок отдельных нот, связанные с исправлениями на секунду вверх или вниз;
• изменения высоты от одной до нескольких нот на различные интервалы (от терции до октавы);
• исправления в написании ключей;
• изменения графики записи длительностей;
• изменения мелодической и ритмической структуры отдельных оборотов.
Большая часть этих корректур — исправления ошибок механического копирования, как то:
• повторение уже написанного текста;
• пропуски отдельных тактов;
• ошибки перед переворотами страниц;
• переключение внимания с одной строки партитуры на другую (ошибочное копирование текста другой партии);
• невнимательное выставление ключей;
•• случайные ошибки или описки.
Подобные исправления ошибок, возникших в процессе переписывания уже готового сочинения и являющихся, как правило, результатом невнимательного, механического копирования, в дальнейшем будем именовать копировальными. Автограф партитуры Бранденбургских кон-
- Київ+380960830922