Я пришел из детства, как из страны /Антуан де Сент-Экзюпери/
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................... 5
ЧАСТЫ ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Историческая преамбула........................................ 20
Глава 1. ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ МУСОРГСКОГО 37 § 1 .Тема детства в сочинениях о детях................... 37
1.1. Мусоргский как детский психолог.......................... 37
1.2. Вокальный театр в циклах «Детская» и «На даче». Интонационный сценарий..................................................... 54
1.3. Принципиальные отличия циклов «Детская» и «На даче» 85
§ 2. Тема детства в произведениях о взрослых................. 104
2.1. Недетские колыбельные................................. 104
2.2. Тема детства в опере «Борис Годунов».................... 110
Выводы....................................................... 129
Глава 2. ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ЧАЙКОВСКОГО 135
Введение..................................................... 135
§ 1. Тема детства в сочинениях для детей .................... 143
1.1. «Детский альбом» ор. 39................................. 143
1.2. «Шестнадцать песен для детей» ор. 54.................. 154
§ 2. Тема детства в сочинениях о детях. Портреты детей....... 174
§ 3. Тема детства в сочинениях для взрослых. Детское начало в характеристике девичьих и юных женских образов...................... 189
§ 4. О жанре сказки.......................................... 204
Выводы....................................................... 225
48
Ничего подобного и сравнимого с песней «Озорник» с точки зрения ее проникновения в глубины психики героя, а также с точки зрения ее содержательного и жанрового модуса в художественной музыкальной литературе до Мусоргского не существовало. Нигде до этого не была показана дерзкая насмешка мальчишки над старухой, перерастающая в наглое издевательство. Сама же разбушевавшаяся анархия эмоций (уже не маленького ребенка, а скорее подростка), не сдерживаемая тормозящими центрами, удивительно сильна. «Героя» буквально распирает с лихостью, наотмашь, с весельем брызжущая злость. По замечанию Ц.А. Кюи, текст и музыка проникнуты здесь «тем щемящим комизмом, от которого делается жутко и больно»30. Г.Л. Головинский говорит о создаваемом порою впечатлении, что «герой пьесы ведет жестокую игру со своим жалким, немощным “противником”, увертываясь от воображаемых ударов и забегая с разных сторон»31.
Перед нами — наиболее ранний в истории музыкального искусства пример детского антигероя, вписанного в трагическую сцену. Метод гротеска, к которому прибегает автор, потому воспринимается здесь столь тягостно и мучительно, что он заостряет внимание на искореженной жизнью душе ребенка.
По мощи выраженной агрессии конец «Озорника» («Раззудись плечо, размахнись клюка, расходись, карга старая!»; с такта 55) явно перекликается с хором «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая» из «Бориса Годунова». Еще В. Стасов сравнивал пьесу со сцепами из последнего акта оперы (правда, другими) — с издевательством народа над боярином Хрущовым и с мальчишками в сцене с Юродивым32.
Так Мусоргский показывает, что в детских «забавах» может быть заложено начало многих отталкивающих свойств человека: ненависти, злости,
режиссура М.П. Мусоргского. - М., 2003). Они не только прижились d музыкознании, но и оказались весьма плодотворными для дальнейшего развития музыкальной науки.
Кюи Ц.А. Избранные статьи. - М., 1952. - С. 210.
31 Головинский Г.Л.. Сабинина МД. Там же. - 252.
32 «Народ, собирающийся чинить расправу над боярином, — писал критик, — играет с ним, как кошка с пойманной мышью, и насмешливо, с поклонами, величает его» (Стасов В.В. Статьи о музыке. Вып. 3. - М., 1977. - С. 82). «Озорник» — «ото еще фигура из одной породы с мальчишками из последнего акта в “Борисе”» (Там же. - С. 130).
49
жестокости, цинизма. Они во сто крат возрастают, когда люди сплачиваются в толпу, охваченную стихией издевательства, мести и разрушения.
Жанровый облик «Озорника» представляет собой сложный микст, включающий речевую скороговорку, детскую дразнилку, отчасти сказовость {«По лесам бредешь — звери мечутся»; с такта 26), отчасти глумливое величание-хорал {Ой, подэ/сарая, баба старая»; с такта 19), а также аллюзию на девичье причитание {«За тобой же вслед, моя родная» — с такта 38; здесь наблюдается непосредственное сходство с хоровым плачем девушек «Ты помилуй нас, не во гнев тебе, не в обиду будь это сказано» из первого действия оперы Бородина «Князь Игорь»).
Примеры № 5-5в
Все составляющие аккумулированы в своеобразное скерцо, образно-этическая оценка которого была дана еще Ц. Кюи: «мучительное скерцо» . Е. Ручьевская акцентирует в пьесе истоки «речевой “дразнилки”» и, шире,
<> і
речевой интонации в целом ; Е. Дурандина подчеркивает (как и в других «вокальных скороговорках» Мусоргского — «Гопак», «По грибы») тяготение к промежуточным типам народного творчества, первоосновой которых являются считалки, прибаутки, дразнилки35, то есть жанры детского фольклора.
В «Озорнике» акцентирован театрально-актерский слой произведения: можно легко представить старуху, не раз пытающуюся ударить парня (рефрен «Ой, не бей!»). Возможно, она, в конце концов, попадает в него своей клюкой {«Ой, ой, ой, не бей, ой!»). Но, разумеется, на первом плане — действия «озорника», по которым и составляется его психологический портрет. Все больше и больше втягиваясь в злую игру, он упивается природной силой и безнаказанностью, возвышаясь, таким образом, в собственных глазах. «Герой» язвит, оскорбляет и больно жалит человеческое достоинство (например, «Востроносая, серебряная, пучеглазая, поцелуй!»), пускает в ход, по справед-
33 Цкг по кн.: Гоювинский Г Л, Сабинина МД. Модест Петрович Мусоргский. М.,1998.- С. 252.
34 Ручьевская Е А. Слово и внссловсснос содержание в творчестве Мусоргского // Музыкальная академия. 1993, №1.- С. 149.
35 Дурандина Е.Е Вокальное творчество Мусоргского. - М., 1985.-С. 105.
- Київ+380960830922