ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .........................................5
Часть первая. Этапы становления музыкальной культуры Читы
Глава 1. Музыкальная жизнь Читы в дооктябрьский период
1851-1895 гг.....................................29
1895-1917 гг.................................... 41
Глава 2. Создание государственных музыкально-образовательных
учреждений - как основы развития музыкальной культуры (1918-конец 1950-х гг.)
1917-1920-е гг...................................50
1930-е гг........................................70
1941- 1945 гг....................................76
1945 - конец 1950-х гг.......................... 78
Глава 3. Развитие музыкальной культуры Читы в 1960 - 1990-е гг.
1960-е гг....................................... 86
1970-1980-е гг.................................. 92
1990-е гг....................................... 97
Часть вторая. Учреждения музыкальной культуры Читы и их функционирование
Глава 4. Музыкально-образовательные учреждения и их концертно-просветительская деятельность.
Структура музыкального образования..............107
Концертно-просветительская деятельность.........120
Глава 5
Военные исполнительские коллективы
141
Ансамбли песни и пляски........................ 146
Оркестр штаба ЗабВО............................ 153
Глава 6. Дом народного творчества
Музыкальная секция..............................159
Хоровая самодеятельность........................169
Курсы, смотры, фестивали....................... 172
Глава 7. Филармония
Гастроли приезжих музыкантов................... 179
Концертно-просветительская деятельность местных
музыкантов......................................188
Заключение ....................................................... 200
Список литературы............................................... 207
Приложении
Приложение I. Таблицы
1 .Синхронистическая таблица событий социокультурной, художественной и музыкальной жизни..............................................237
2. Пребывание в Чите деятелей музыкальной культуры и исполнительских коллективов: 1910-1999 гг .(по материалам периодической печати)-.................255
Приложение II. Фотоиллюстрации.....................................262
Приложение III. Биографические справки............................ 265
Приложение IV. План совместных мероприятий Управления культуры
Читинского облисполкома й Читинского комитета телевидения и радиовещания (1973-1974 г.)...................267
27
сибирской зоны, конкретизируются вопросы эволюции музыкальной культуры в сибирских городах. Применение в краеведческом исследовании элементов культурологического подхода позволяет зафиксировать такие стороны региональной музыкальной культуры, которые ранее не были описаны на данном материале.
Все вышеизложенное диктует структуру работы. Она включает помимо Введения две части (семь глав) и Заключение. Структура работы подчинена принципу историзма. В связи с этим особое значение имеют вопросы периодизации.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1851 г., когда Чите был придан статус города, до настоящего времени. Согласно принятой в отечественной исторической науке периодизации, время до 1917 г. рассматривается как досоветский период, с 1917 до начала 1990-х гг. - как советский и с начала 1990-х гг. - постсоветский период. В настоящей работе принята периодизация, учитывающая названную. В то же время она имеет свои особенности, связанные с логикой музыкально-исторического процесса Во-первых, многие события в городе, аналогичные тем, которые происходили в центральных городах России и Сибири, отстают по времени на несколько лет. Поэтому первая рубежная дата - 1917 г. - условна: окончательное утверждение Советской власти отодвигается в Чите на 5 лет, до 1922 г. Второй исторический рубеж в исследовании обозначен концом 1950-х гг. Бурный подъем экономики и культуры Сибири, в том числе и музыкальной культуры Читы, начинается с середины 1950-х гг. Именно этот рубеж становится основой для периодизации в многотомном издании «Музыкальная культура Сибири». В Чите же аналогичные процессы разворачиваются только в 1960-е гг.
Постсоветский период в работе специально не выделен. Советская власть существовала в Чите до 1994 г. Настоящая оценка событий, происходящих в культуре в этот период - дело будущего. В работе рассматриваются те явления, начало которым было положено на рубеже 1980-199Охгг.
28
Выделение указанных трех этапов позволяет рельефно прочертить эволюционный путь развития музыкальной культуры города. В первой части работы преобладает исторический подход. В трех главах описан процесс становления профессиональной музыкальной культуры Читы в контексте ее художественной культуры с конца XIX до начала XXI столетия.
Анализ хроники музыкально-исторических событий в Чите позволяет предложить еще одну периодизацию. Несмотря на явную зависимость от социально-экономических процессов, что показано в первых трех главах, музыкальная культура в своем развитии обнаруживает самостоятельную, автономную логику. Это логика цикличности. В заключении первой части диссертации обосновывается двучленная периодизация. Доказывается, что главный рубеж в развитии музыкальной культуры Читы относится к середине 1920-х гг. Таким образом, первый цикл охватывает вторую половину XIX и первую четверть XX столетия. Второй цикл - время с середины 1920-х гг. до начала XXI в.
Во второй части работы, состоящей из четырех глав внимание сосредоточено на процессах формирования исполнительских традиций, формах функционирования профессиональной музыкальной культуры во второй половине XX в. Четвертая глава посвящена музыкально-образовательным учреждениям города. В пятой главе анализируется специфика военных исполнительских коллективов. В шестой и седьмой главах рассматривается роль Дома народного творчества и филармонии в организации концертной жизни. Обширное приложение включает таблицы, фотоиллюстрации, документы.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования предложенного приводимого фактического материала в различных сферах: в учебных курсах истории современной отечественной музыки и музыкальной культуры Сибири, а также применения ее методов и результатов в изучении истории музыкальной культуры других городов, в том числе сибирских.
- Київ+380960830922