ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I Немецкая органная терминология ХУИ-ХУШ вп 3 11
§1. Группа принципалов 11
§2. Составные регистры принципальной мензуры и аликво-
77
§з. Группа флейт 103
§4. Язычковые регистры 170
§5. Вспомогательные устройства и механизмы 207
ГЛАВА II Принципы регистровки в немецкой органной музыке вто-
рой половины XVI — XVIII веков 220
ГЛАВА III Альтерация ритма в немецкой инструментальной исполни-
тельской практике XVIII столетия 298
§1- «Неровные ноты» (?) 299
§2. Альтерация ритма пунктирных фигур 325
§3. Частные случаи альтерации ритма 347
ГЛАВА IV Учение о такте в немецкой музыкальной теории и практи-
ке XVII-XVIII столетий (артикуляция, акцентуация) 351
ГЛАВА V Иерархия тактовых размеров и проблема выбора темпа ис-
полнения 417
5«. Размер «с» 422
§2. Размер «ф» 454
§3. Размер «2/4» 467
§4. Размер «4/8» 469
§5. Размер «4/16» 470
§6. „ Размер «3/2» ; 470
§7. Размер «3/4» 475
§8. Размер «3/8» ». 481
59- Размер «3/16» 482
§ 10. Размер «6/4» 483
§11. Размер «9/4» 485
§12. Размер «12/4» 487
§ 13. Размер «6/8» 488
§ 14. Размер «9/8» 491
§15. Размер «12/8» 493
§ 16. Размер «6/16» 497
§ 17. Размер «9/16» 498
§ 18. Размер «12/16» 500
Заключение 503
Литература 507
Приложение 651
3
,ВВЕДЕНИЕ
Темой настоящего исследования стали тс аспекты немецкого органного искусства ХУН-ХУШ столетий, которые представляются наиболее сегодня важными и актуальными как для отечественных специалистов-музыковедов, так и для музы-кантов-практиков, исполняющих старинную музыку, в первую очередь — органистов, а также для преподавателей игры на органе и истории исполнительского искусства музыкальных ВУЗов и училищ. Автор сделал попытку систематизировать и проанализировать сведения из исторических источников — трактатов, словарей, методических руководств, предисловий к нотным изданиям — по тем вопросам, с которыми ему неоднократно приходилось сталкиваться как исполпителю-практику и в процессе педагогической деятельности, и однозначное решение которых не было предложено до сего дня в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Ряд проблем, рассмотренных ниже, вообще не получил до сих пор сколько-нибудь подробного освещения в отечественной научной и методической литературе1.
Интересно проследить развитие научной мысли и ее влияние на эволюцию музыкальной исполнительской практики в тех ее направлениях, которым, собственно, посвящена эта работа. Эстетика романтизма напрочь отвергала многие основополагающие принципы барочной и лостбарочной исполнительской теории, рациональное уступило место субъективному. Но неверно будет утверждать, что все достижения теоретиков и музыкантов-пракпгиков ХУП-ХУШ вв. были утрачены, либо не получили сколько-нибудь заметного продолжения в творчестве музыкантов века XIX. Напротив, влияние таких «краеугольных камней» барочной (в некоторой степени и постбарочной) музыкальной теории и практики, как, например, так называемая теория аффектов (и многое другое) прослеживается на протяжении всей эпохи романтизма, оно проявляется объективно и бесспорно. Не были полностью забыты и достижения теоретиков предшествующего исторического периода: это становится ясно даже при самом поверхностном знакомстве с содержанием музыкальных словарей и справочников, опубликованных в XIX веке. Эру-
'Сказанное касается, прежде всего, интерпретации немецкой органной и органостроитсль-ной терминологии ХУН-ХУШ вв. и основополагающих правил практического использования регистровых сочетаний (органной регистровки). Некоторые проблемы толкования немецкой и французской органной терминологии и применения комбинаций регистров во французской и немецкой органной музыке были рассмотрены в публикациях автора настоящего исследования. Отдельные сведения по названной проблематике 8 кратком изложении имеются в опубликованном в 1999 г. эссе выдающегося эстонского органиста и композитора, профессора X. Л. Лепнурма История органа и органной музыки. См. также статью профессора Г. И. Козловой Регистровка в баховских органных сочинениях. Н Галина Козлова: Музыкальное приношение. — Нижний Новгород, 2000, с. 184-198. Общие сведения об истории и конструкции органа даны в небольшой брошюре Н. Н. Бакеевой Орган (1977). Излишне, на первый взгляд, подробный справочнотбнблиографический аппарат, использованный в диссертации, призван облегчить работу специалистов по истории органа и органной музыки, поскольку значительная часть обсуждаемых далее источников труднодоступна и малоизвестна отечественному читателю, некоторые материалы и документы ХУН-ХУШ вв. изучены впервые в музыкальной науке.
72
объясняется как синоним термина lloh/flöte. 11оздмее значение этого термина претерпело кардинальные изменения: например, в работе Рихтера (4/1896, с. 73) Quint-flöte трактуется как синоним терминов Spilzquinte и Gemhornqu'mtet служащий для обозначения квинтовых регистров с закрытыми коническими трубами высотой 22/з\ расположенных на мануалах органа.
Регистр Minerici У (то есть Quinte У/s') имелся в диспозиции органа Дом-ского собора в Мерзебурге. Термином Minerici могла быть обозначена и Quinte 5Чз (Адлунг, 1768, с. 111 и 2/1783, с. 515). В то же время Шуберт ( 1867, с. 59) сообщает, что Minerici — это старинное название квинты высотой 2“/з’.
Сильно, резко интонированные квинтовые регистры с открытыми трубами иногда называли термином Schutfquintc1. Термины Scharf и Scharp (в Голландии — Scherp) в XVI-XVfl вв. являлись полисемантическими: их изредка использовали для определения очень резко, интенсивно интонированных высоких квинтовых регистров («Scfiarpquintez»,— Адлунг, 2/17*83, с. 549-550), главным же образом эти термины применялись в указанный исторический период и позже (они имеют самое широкое распространение и в диспозициях современных немецких инструментов) для обозначения высоких, йронзителыю звучащих микстурных регистров, аналогов Zimbeln. Уильямс (NGDM, т. 13. с. 793 и NGDM1, т. 2, с. 926) датирует время появления последних в европейской (главным образом — голландской и северогерманской) органостроительнои пракзике ок. 1500 г.
В трактате Адлунга (2/1783) упоминаются квинтовые регистры (Quinlsiim-теп) высотой в 12, 6, 3 и |'/2 фуга2, а в контексте обсуждения особенностей педальных принципальных регистров — Quinte 24'. Адлунг (с. 461) критикует теоретические работы предшествующею периода, в которых неточно указывалась высота регистров данной группы (равно как и друз их аликвотов)— 12’ вместо I0V3’; 6’ вместо 51/з’ и т. д. Однако Адлунг сам в более раннем трактате (1768) пользовался устаревшей и неточной системой обозначений. В этой же работе сказано, что наибольшим распространением в немецком органостроснии того времени пользовались регистры Quinte 2'/з ’ и Quinte l'/j' (п оригинале — 3' и ff) принципальной мензуры, значительно реже встречались Quinte У// и Ю'/з' (в оригинале — 6’ и 12 *), имевшие'открытые трубы цилиндрической формы (пит. исг., с. 535-536). В том случае, если трубы делались закрытыми (gedeckt), то, согласно Адлунгу, регистр следовало называть термином Nasat. и он всегда являлся флейтой по всем конструктивным особенностям, мензуре и интонировке. Иногда для определения открытых цилиндрических квинтовых регистров (флейт) использовали термины Cylinderquint или Gemsquint. 13 Германии конца XVIII — начала XIX вгз. термин Gemsquint выходит из употребления и терминологическая спецификация становит-
1 Например. ^скафршПс ///на Нискрох’и'п'е ориим Троста о Ламгсизальцс (Адлунг, 1768, с. 250).
2Для определения последнего исключи!сльио редко использовался термин КИпгшЩШ. Несмотря на свое название (По1е), этим термином в Германии всегда называли принци-пальные лабиальные регистры. В качестве примера укажем регистр КйпгшЦШе в диспозиции органа КгеШгМгсйе в Дрездене, где нлэваннмм термином была обозначена металлическая ОиШе /7/(иоригинале— 1,/2’) нриншпшмюй мензуры.
г
73
ся менее точной — например, в словаре Коха указано, что под словом Nassal в органных диспозициях в некоторых случаях может пониматься Gemshorn (1802, ст. 654). В трактате Кляйна (ок. 1800, с. 165) шипа высотой 1определяется термином Quinte disdiapente. f
В 1840 г. автор статьи в Лексиконе Гати сообщает, что под термином Quintflöte следует понимать квинтовый регистр с открытыми трубами. Поскольку в начале предложения обсуждается термин Quinte, то можно сделать вывод, что последним термином называется квинтовый регистр с закрытыми лабиальными трубами. Как следует из приведенных выше материалов, такое объяснение вступает в явное противоречие с исторической действительностью.
Помимо квинтовых регистров в группу принципальных аликвотов входили и металлические терции (всегда большие терции по отношению к основному тону) с открытыми трубами Ter tie, Tertia, Terz, Tierce1, Di I un is2, Ditonus\ Dia tonus4, Ses-quioctava, Sesquiquarta, Décima6, De:1, Delzehmx, Décuplag, Decernbaü, Detzem baü, Dupla sesquiallera10, Sextal]. Названные регистры практически всегда репетирова-
'Вальтер, 1732, с. 607. В немецком органостросппн зтот термин широким распространением не пользовался, его можно встретить в диспозициях органов, установленных южногерманскими мастерами в церквах Эльзаса и Лотарнш пп. Краткая справка о нем дана в статье Самнера (GDM, т. VI, с. 359). г
^Обнаруживается в диспозиции органа церкви Si. Nicolai в Ростоке. Представлял собой металлическую принципальную терцию высотой 1%’. Адлунг (2/1783, с. 562) констатирует исключительно редкое использование названного термина в Германии.
'Входил в состав диспозиции органа в Зондомире (Адлунг, 1768, с. 147 и 2/1783, с. 561). Упоминается также в трактатах Кнехта (т. 11. 17%. с. 15) и Кляйна (ок. 1800, с. 165), позднее — в работе Шуберта (1867, с. 74). В более широком смысле этот термин обозначал большую терцию (Кох, 1807, с. 113; Науэ в Allgemeine Encyklopädie der Wissenschaften und Künste. Dritte Section, Band 5 (198), 1834, S. 174; Зоидель, 2/1844, с. 96). Этот регистр обнаруживается в составленной при непосредственном участии И. С. Баха и Вальтера диспозиции органа работы Требса [Trebs (Tröbs, Trabes), Heinrich Nikolaus) в ваймарской Jacobskirche (диспозиция 26 в Приложении; цит. но: Лёфлер, 1926, с. 158).
^Согласно Адлунгу (1768, с. 147), Dia/onus 1 У<’ имелся в диспозиции «нового органа» церкви St. Nikolai в Ростоке.
’Последние два упоминаются в трактатах Веркхкшстсра (4/1754, с. 74) и Адлунга (1768, с. 143). , :
6Адлунг, 1768, с. 147; Замбер, 1707, с. 153. Термин Décima был использован при диспони-ровании органов в Альтштадте и Кёнигсберге. Décima / %' входила в диспозицию одного из органов Стокгольма; Décima 4’ имелась в диспозиции органа Домского собора Упсалы.
73амбер, 1707, с. 147.
8По свидетельству Преториуса, регистр с таким названием был включен органостроитслем в диспозицию старого органа церкви St. Petri в Любеке.
9Кнехт, т. II, 1796, с. 15. Однако этот термин был полисемантическим. Зсйдель (2/1844, с. 96) трактует его как одно из названий мнкстуриого регистра с 10 рядами труб, приходящихся на одну ноту. Так же считает Закс ( 1913, с. 108).
|0Гасснер(1849, с. 254), Бернсдорф (т. 1.1856, с. 742).
"Изредка — Sechsta (например, Sechste: / Vi ’ на главном мануале органа работы Визе [Wie-se, Heinrich] в г. Дамп, 1698-1699 гг.). Под таким названием в диспозициях старинных органов, как правило, фигурировала высокая терния Г'/5\ Аналогичный регистр имелся в
г