Ви є тут

Искусство оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне

Автор: 
Лаптев Роман Геннадьевич
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172810
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................ 3
ГЛАВА I. История развития тромбона как ансамблевого и оркестрового инструмента.................................14
1.1 Тромбон в ансамблевой музыке XVI - XVIII вв ...... 19
1.2 Особенности формирования группы тромбонов
в оркестре XVIII - XIX вв..............................35
1.3 Тромбон в русском оркестровом исполнительстве
XIX-началаXX вв..........,.............................55
ГЛАВА II. Теория и практика ансамблевого исполнительства на тромбоне
2.1 Общая характеристика специфики игры в ансамбле медных духовых инструментов................................ 75
2.2 Анализ выразительных средств и их использование в ансамбле тромбонов............................................87
2.3 Подготовка тромбониста к публичному выступлению в составе камерного ансамбля..................................116
ГЛАВА III. Особенности оркестровой деятельности тромбониста
3.1 Основные вопросы оркестровой деятельности музыканта-духовика .......................................... 135
3.2 Специфика игры тромбониста в составе оркестровой группы медных духовых инструментов ........................153
3.3 Характеристика современного исполнительства на тромбоне в симфоническом и духовом оркестрах...................162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................184
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................190
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.......................................... 201
ПРИЛОЖЕНИЕ 2............................................237
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Оркестрово-ансамблевая игра - основная составляющая практической деятельности современного музыканта-исполнителя на любом из оркестровых инструментов. Владение искусством оркестрово-ансамблевой игры является важнейшей квалификационной характеристикой профессионального музыканта. Если в общей теории отечественного духового исполнительского искусства значительное место уже отведено разработке вопросов сольного исполнительства, то в сфере игры в оркестре и ансамбле еще имеется немало неразрешенных проблем. Очевидно, сегодня есть необходимость более детально проанализировать сложный и многообразный процесс деятельности оркестрового инструменталиста в рамках комплексного искусствоведческого исследования. Современное искусство оркестровоансамблевой игры на тромбоне, имеющее достаточно глубокие традиции, еще не стало предметом всестороннего научно-теоретического осмысления, поэтому автор поставил цель восполнить этот пробел.
Становление профессионального оркестрового инструменталиста и достижение им высокого исполнительского мастерства в рамках общих закономерностей исполнительского процесса - одна из целей активности инициирующей свою энергию и способности ЛИЧНОСТИ хмузы-канта. Большинство оркестровых музыкантов сегодня неплохо владеют спецификой, прежде всего, сольного исполнительства и лишь затем -оркестрово-ансамблевой игры.
Благодаря высокому уровню развития медиа-технологий, совре-мсннььм исполнителям доступно получение большого объема информации, которая постоянно нуждается в осмыслении фактологического материала, его реклассификации, точной выборочной экстраполяции необходимой информации на свою специфическую практическую деятель-
23
Об известных ансамблях XVI века нам повествуют итальянские теоретики Дж.Артузи (1545-1613) и Э.Боттригари (1531-1612)1, указывая, в частности, что тромбоны входили в состав придворной герцогской капеллы в Ферраре и в состав женского инструментального ансамбля церкви Св.Витта.
О.Лассо (1532-1594) в сочинении «Laudate pueri» определяет следующий состав инструментов: две флейты (скрипки или дискантовые цинки), две виолы и три тромбона; М.Преториус (1571 или 1572-1621) в «In convertando» выписывает две группы инструментов: первая - три флейты (скрипки, дискантовые цинки, рекордер или детский голос -дискант), тенор (фагот или тромбон); вторая - струнные (скрипки и виолы) с рекордером и фаготом. Его же сочинение «Quo propera» исполнялось вокалистом, дискантовым цинком или двумя флейтами а due, струнными (скрипками и виолами), шестью тромбонами, рекордером и
л
фаготом . Показательны примеры составов ансамблей, приводимые М.Преториусом во II томе «Syntagma musicum» (1614-1620). Состав Viererlei включал сочетание группы тромбонов с язычковыми, демонстрируя таким поискохм сочетаний тембровых красок предоркестровое мышление.
Для домашнего музицирования того периода были написаны: «Французская канцона с имитацией» для скрипки, цинка, двух тромбонов и клавесина Л.Виаданы (ок. 1564-1645); Соната для скрипки, гобоя, фагота, тромбона и клавесина М.Векмана (1621-1674) и множество других инструментальных произведений для смешанных составов.
Важным этапом стала кристаллизация инструментальных семейств, начавшаяся в эпоху Возрождения и связанная с дальнейшим развитием ансамблевого музицирования. К началу XVII века в ансамблях тромбонов присутствовали уже все его разновидности, описанные
1 См. подробнее: Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. — М., 1966. — С.540—543.
2 См .Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Ч. 1. — Л., 1973. — С. 89.
24
М.Преториусом (См. Приложение 1, рис 23). Это стало следствием традиции «единства ансамбля на протяжении одной пьесы»1.
Впрочем, одновременно существовал и иной принцип разделения инструментов - не на семейства, а на сословия. Трубы всегда имели прямое отношение к социальной элите общества, хотя в церковных ансамблях все равно преобладали более демократичные тромбоны и цин-ки.
Следует учитывать то, что художественные возможности тромбона в начальный период становления искусства игры в ансамбле и оркестре весьма ограничены. Но все же сохранились свидетельства того, что в творчестве некоторых известных инструменталистов искусство игры на тромбоне достигало довольно высокого уровня. История сохранила имена тромбонистов-виртуозов того времени: венецианцев Джованни
л
Альвизи“ и упоминавшегося ранее Бартоломео Тромбончино, Ганса Нейшсля-младшего3 из Нюрнберга, Филено из Мюнхена и Эрхарда Бо-руссума из Дрездена.
Добились качественных конструктивных достижений и музыкальные мастера - изготовители тромбонов. Дело нюрнбергского мастера Ганса Нейшеля-младшего продолжил Йорг Нейшель. Один из его тромбонов 1537 года хранится в лондонской коллекции инструментоведа
Э.Бэйнса (его сохранил музыковед Ф.Гальпин). Также в Нюрнберге в XVI - XVII веках тромбоны производили Э.Шнитцер, К.Линдср (См. Приложение 1, рис 31), Г.Эхе (См. Приложение 1, рис 32-34), В.Биргхольц, семейные династии Гаас и Г.айнлейн (основатель династии - Себастьян Гайнлейн). В Коттбусе работал мастер П.Гольтбек, в Берлине - Г.Шрайбер, в Реймсе - П.Колберт4. В Болонье и Венеции также
1 См. Неф К. История западно-европейской музыки (Пер. Б. Асафьева). — М., 1938. — С. 54.
2 Дж.Альвнзн также был автором многочисленной ансамблевой музыки для тромбонов, цинков и флейт.
3 См. сноску на С.18.
4 См. Благодатов Г. Каталог собрания музыкальных инструментов. — Л., 1972. Постоянная выставка музыкальных инструментов: Путеводитель. — Л., 1972.. (Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии).