СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................3
ГЛАВА 1. Круговой танец ехор в контексте этнокультурных фадиций бурят
1.1. Вопросы терминологии................................22
1.2. О происхождении кругового танца ехор................28
1.3. Ехор в обрядовом и необрядовом контекстах.......... 39
1.4. Семантика и жанровая атрибутика.................... 63
ГЛАВА 2. Звуковысотно-ладовое строение напевов ехора
2.1. Общие вопросы...................................... 82
2.2. Классификация ладозвукорядов в ехоре............... 94
2.3. Ладозвукоряды в контексгс принципа составности 110
2.4. О взаимодействии ладовой функциональности и
интонационности.........................................117
ГЛАВА 3. Ритмические структуры ехорных песен
3.1. Некоторые вопросы методологии..................... 142
3.2. О бурятском народном стихосложении................ 144
3.3. Архитектоника бурятских ехорных песен............. 150
3.4. Ритмико-синтаксическая организация припевов западнобурятскою ехора........................................153
3.5. Ритмико-синтаксическая организация восточнобурятского ехора..................................................167
3.6. Взаимосвязь звуковысотно-ладовой ор!анизации и
ритмоформул.......................................178
3.7. О взаимодействия ритма и кинетики ехора............182
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................193
ЛИТЕРАТУРА.......................................................196
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Нотные примеры......................................221
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Словарь этнических терминов........................ 261
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Карта территориально-географического расселения бурят.............................................................268
ВВЕДЕНИЕ
Произведения традиционной музыки представляют собой уникальное явление не только как памятники духовной культуры, но и как яркие свидетельства истории, религии, этногенеза любого народа. В жанровой системе традиционной музыки бурят важное место занимают произведения богатейшей песенно-танцевальной культуры, до сих пор активно функционирующие в народной жизни. Среди них большую популярность приобрел круговой танец ехор. Он по сей день отличается значительной сохранностью традиций, отражающихся в композиции, содержании, кинетике танца, семантике вербальных текстов ехорных песен и, прежде всего, музыкальных особенностях его локальных разновидностей. К сожалению, нужно отметить, что исследование музыкальной стилистики бурятских народных песен и танцев значительно отстает от других областей изучения традиционной культуры бурят, полнее и лучше представленных в работах филологов-фольклористов, языковедов, этнографов, религиеведов и др. Анализ особенностей мелодики, метроритма, лада, фактуры и формы бурятских фольклорных произведений, безусловно, станет ценным источником по осмыслению формирования традиционной культуры бурят, в том числе и мутыкально-диалектной.
Изучение музыкальной составляющей бурятскою ехора еще не было предметом специального исследования. Между тем важность и необходимость такою исследования заключается в том, что оно позволяс1 выявить жанровые разновидности кругового танца, интонационную специфику ехорных напевов, а также региональные различия его локальных традиций в конкретных этнических группах бурят. Одним из главных аспектов настоящей работы является
25
В современном бурятско-русском словаре слово еохор означает «бурятский хоровод», еохорлохо - «играть ёхор, водить бурятский хоровод»1, а еохор хатарха - «танцевать ёхор» [232, С. 227, 560].
По мнению Д.С. Дугарова, слово ехор - заимствование из языка древних уйгуров и происходит от древнетюркского слова ]оцаги -«вверх». Па основе анализа семантики припевных слов: яСю, ухэ, ухьпи («иди, вверх, вознесись»), еохор, еохор, еохор, ео автор полагает, что древнетюркское усщаги и бурятское ухэ, дошедшие до нас в качестве припевных слов, выражают одно и то же понятие: «вверх», «вознесись» [83, с. 107]. «При этом бурятское ухэ есть буквальный перевод древнетюркского ]оцаги «вверх», которое, в свою очередь, является неправильным падежом от /сну - «высокое место». Бурятское еохор имеет долі оту в первом слоге, гогда как тюркское наречие ]оцаги -краткий гласный. И далее, в последнем случае мы имеем, последний гласный^, которого нет в слове еохор» [там же] По мнению автора, «эти несоответствия легко могут быть объяснены тем, что в данном случае имеем дело не просто со словом бурятского разговорного языка как лексической единицей, а с припевным словом древнею ритуальною хороводного танца, звучащего в песенном, в напевном исполнении и зависящим от ритмики танцевального движения и песенной мелодики» [там же].
11о предположению И.А. Манжигеева, слово еохор (ехор) возникло либо из контаминации словосочетаний ерог-ерог гэхэ («двигаться вприпрыжку») и ерд-хорд глдэхэ («говорить отрывисто, резко»), т. е. термин еохор является результатом смешения частей двух слов или выражений, либо из древнего тюрко-монгольского корня [133, с. 131;
1 Подчеркнем, что в нашем исследовании вместо хоровода употребляется словосочетание круговой танец ввиду строюй регламентации кинетических канонов, связанных с культурными традициями бурят.
26
134, с. 4]. Вероятно, в данном случае автор сравнивает название одною из локальных разновидностей кругового танца западных бурят Ягаруухай наадап с древнетюркским словом ]1щаги («вверх»), ^гик («быстрый, скорый»), ^иг («бежать») [там же]. Названия локальных разновидностей западнобурятскою кругового танца Ягаруухай, Осоо, Упыиэшэчхэ, Дэрбээиин, Айдуусай, Яхуусай происходя 1 от припевных слов, имеющих особое значение и отличающихся константностью ладомелодических и ритмических формул (см. подробнее главу 3).
Термин хатарха впервые предложен извесшым бурятским ученым, этнографом и фольклористом начала XX в. М.Н.Хангаловым [218]. Он имеет два значения: 1) рысить, бежать рысыо; 2) танцевать. Как было отмечено выше, корень слова хатарха - хатар также имеет два значения: 1) рысь (ход лошади). 2) танец [232, с. 560].
Статья М.Н.Хангалова «Национальный танец хатарха» [гам же) является первым опытом научного осмысления и описания заиаднобурятского ехора. Собранный им богатейший материал по фольклору, этнографии и религии бурят представляет настоящую энциклопедию материальной и духовной культуры бурят. Прекрасное знание языка, быта и народных обычаев, тонкая наблюдательность и пытливый ум, способность анализировать явления прошлою и настоящего создали ему славу первоклассного исследователя -
1 Западные и восточные буряты не употребляли слово хатарха для обозначения круговою танца. Чаще использовали корень слова хатар без суффикса <сха» в значении «рысить» или «танцевать» или же хатар наадап (у западных прибайкальских бурят «рысь-игра»). В отличие от заиаднобурятского наадап или хатар наадап, восточные буряты называют круговой танец еохором во всем Забайкальском регионе. По-видимому, это свидетельствует о региональных различиях, касающихся проблемы соотношения наадана (игры) и ехора (танца), рассмотренной нами ниже.
- Київ+380960830922