Ви є тут

Становление концертмейстерской деятельности в России XVIII - XX веков : Фортепьянно-вокальный аспект

Автор: 
Бабюк Валерия Львовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273963
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................4
Глава 1. Зарождение концертмейстерской деятельности в условиях формирования светской музыкальной культуры (XVIII - 10-е годы XIX века)................................................................14
1.1. Оперно-театральное искусство и концертмейстерская практика........................................................15
1.2. Клавирный аккомпанемент в домашнем, салонном и концертном музицировании.............................................21
1.3. У истоков камерно-вокальной музыки.........................28
1.4. Первые шаги светского музыкального образования.............31
Глава 2. Формирование концертмейстерства как вида профессиональной деятельности пианиста (20-е годы XIX - начало XX века)................................................................39
2.1. Концертмейстерская деятельность композиторов в оперном театре........................................................40
2.2. Русский романс сквозь призму аккомпанемента................44
2.3. Аккомпанемент в рамках концертной деятельности.............56
2.4. Концертмейстерская практика и музыкальная педагогика.......68
2.5. Русская музыкальная мысль об искусстве аккомпанемента......73
Глава 3. Концертмейстерская деятельность в контексте русской музыкальной жизни XX века..................................................81
3.1. Художественные новации в отечественной камерно-вокальной музыке XX века..............................................81
3.2. Выдающиеся концертмейстеры в концертно-исполнительской практике ................................................... 87
3.3. Педагогическая и научно-методическая компоненты концертмейстерской деятельности....................................103
Заключение........................................................117
Список литературных источников....................................121
Приложения.........................................................141
А
з
І «Я согласен, что нет ничего более привлека-
тельного для самого себя и ничто нас так не сближает с другими, как умение быть хорошим аккомпаниатором. Однако какая несправедливость! Аккомпаниатор последним получает похвалы публики. Во время концерта аккомпанемент на клавесине можно сравнить с фундаментом, который поддерживает все здание и о котором, однако, поч-ти никогда не говорят».
Ф. Куперен.
*
Особое положение при дворе занимала Итальянская оперная труппа, ставшая на долгие годы идеалом российских аристократов. Она славилась лучшими европейскими певцами, прекрасным оркестром, высокопрофессиональным хором, состоящим из российских певчих, роскошным оформлением спектаклей. Длительное время (с 1735 по 1759 годы) труппой руководил итальянский композитор и капельмейстер Франческо Лрайя. С его именем связана постановка первой оперы на русском языке русскими артистами. О спектакле, прошедшем с большим успехом 2 мая 1755г., «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали: «Шестеро молодых людей российской нации... и которые нигде в чужих краях не бывали... представили, сочиненную... А. П. Сумароковым на российском языке и придворным капельмейстером Ф. Арайей на музыку положенную оперу «Цефал и Прокрис» называемую, с таким в музыке и итальянских манерах искусством и с столь приятными действиями, что все знающие справедливо признали сие театральное представление за происходившее совершенно по образцу наилучших в Европе опер. Несравненный хор из 50-ти... певчих состоящий, украшение театра и балета между действиями сия оперы производили немалое в смотрителях удивление» [234].
Кроме артистов Итальянской придворной оперной труппы в Петербурге и Москве выступали лучшие зарубежные исполнители: австрийская певица Элизабет Тейбер, французские певцы Анри Флери, Латраверс и другие. Различные театральные труппы исполняли французские, немецкие и английские оперы, благодаря чему российская публика получила возможность познакомиться с образцами европейской музыкальной культуры. Так, французская оперная труппа в течение сезона 1763-64 года дала 44 представления. Наибольшим успехом пользовались комические оперы «Всего не предусмотришь» П. Монсиньи и «Два охотника» Э. Дуни. Не-
18
* мецкая театральная труппа Книппера знакомила публику с зингшпилями
Э. Вольфа, А. Швейцера, И. Бенды.
В 1779 году в Петербурге открылся Вольный российский театр, репертуар которого включал комедии, чувствительные драмы, балеты и русские комические оперы. В театре играли воспитанники, Московского Воспитательного дома, где театральному мастерству обучались наиболее одаренные дети.
Свои театры возникают при многих учебных заведениях, например, Шляхетском корпусе и Академии художеств. Большой популярностью
т
пользовалась театральная труппа Московского университета. «Зимою, особенно на святках, - писал профессор университета С. Шевырев, - во время вакаций театр составлял общее удовольствие студентов и гимназистов. Домашний театр университета имел полный запас кулис и гардероба приобретенный или пожертвованиями знатных лиц, доброжелателей университета, или складчиною участников в удовольствии. О святках или на % масленую давали обыкновенно два, три представления, с своею музыкою.
Женские роли исполнялись обыкновенно учащимися. Пиесы были комедии: Недоросль, Скупой, так и должно; оперы: Добрые солдаты Хераскова, Севильский цирюльник» [Цит. по: 108; 22].
В Петербурге особой известностью пользовались оперные постановки учащихся Воспитательного общества благородных девиц, Смольного института. С 1773 года по 1782 здесь было поставлено около 20 комиче-
• ских опер. Иногда в спектаклях принимали участие совсем юные воспитанницы.
Наиболее состоятельные вельможи, подражая досугу императорской фамилии, создавали собственные оперные труппы, которые состояли из крепостных, образовавших особый социальный слой - крепостную интеллигенцию, чью роль в развитии русской культуры трудно переоценить.
*