Ви є тут

Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган

Автор: 
Алексеева Галина Григорьевна
Тип роботи: 
Дис. д-ра искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172775
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................4
ГЛАВА I. К ПРОБЛЕМЕ ЭТНОГЕНЕЗА ДОЛГАН..........................24
1.1. К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ДОЛГАН........................24
1.2. Взаимодействие музыкальной культуры долган с якутской, эвенкийской, эвенской, нганасанской и русской...............32
1.3. Музыкальная культура долган и енисейских народов (кетов) 49
ГЛАВА II. ЖАНРОВЫЙ КОНТЕКСТ ДОЛГАНСКОЙ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ.......................................................67
2.1. Общая характеристика долганского музыкального фольклора. Взаимодействие вокальных традиций и системы традиционных жанров, классификация песенных жанров.......................67
2.2. Жанровый контекст песенной традиции долган..............72
2.2.1. Звукоподражания......................................72
2.2.2. Шаманское камлание - ойуун кыырыыта..................83
2.2.3. Круговые танцы.......................................99
2.2.4. Инструментальная музыка.............................119
2.2.5. Эпос олонгко........................................130
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РИТМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ДОЛГАНСКИХ ПЕСЕН..............................................166
3.1. Песенные жанры.........................................166
3.2. Особенности долганского языка..........................183
3.3. Долганский песенный стих и его музыкально-ритмическое воплощение.................................................185
3.3.1. Песни со свободным стихом - верлибром...............187
3.3.2. Песни с тоническим стихосложением...................217
3.3.3. Песни с силлабическими текстами.....................228
3.3.4. Песни с тонико-силлабическим стихосложением.........245
3.3.5. Песни без развернутого поэтического текста.......256
ГЛАВА IV. ЗВУКОВЫСОТНЫЕ, ТЕМБРОВЫЕ,
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛГАНСКИХ ПЕСЕН.....................................................271
4.1. Звуковысотная и ладой!новационная организация.......271
4.2. ТИПЫ И СТИЛИ ИНТОНИРОВАНИЯ, ТЕМБРОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ.295
4.3. КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПЕСЕН, РОЛЬ ДЫХАНИЯ........305
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................313
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................318
ПРИЛОЖЕНИЕ I. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ..............................345
ПРИЛОЖЕНИЕ II. ТАБЛИЦЫ....................................398
ПРИЛОЖЕНИЕ III. АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ ДОЛГАНСКИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ..............................................425
в записи Э.Е.Алексеева [16, с.39,62]. Л в «Колыбельной песне» из этого же сборника [Там же, с.57] трихорд ТмЗ—>Тб2 дан в виде контаминирования интонаций Тб.2 к верхней опоре и Тм.З от нижней к средней в последовательности Тб2—>(4<ч4)->ТмЗ;
б) заключение долганской трудовой «За шитьем» (№17, ячейки 11,41). Нисходящий вид этого трихорда в последовательности Тч4—>'1б2—»ФмЗ звучит в «Приветственной» (№35, ячейка 26), «Песне девушки в ожидании Иннокентия» (№47, ячейка 51), «Как увезу невесту» (№55, ячейка 34). В песне юноши «Кэрикэ эбэм» - «В местности у озера Кэрикэ» нисходящий трихорд 4'62-^4'мЗ дан в звукорядном варьировании с трихордом >1м2->4'63 (№53, ячейка 74). В «Песне коня» из олонгко «Сын лошади Аталами-богатырь» звукоряд трихорда ТмЗ —»Тб2 представлен контаминированием30 интонаций Тб.2 от средней опоры к верхней и Гч.4 от нижней опоры к верхней в последовательности Тб2-^(>1ч4)-»Тч4 (№81-11, ячейки 6 и 98). На нисходяще-восходящем трихорде 4'б2—>'1'мЗ—>ТмЗ—>Тб2 с неустойчивой и подвижной верхней опорой при устойчивой средней основаны три «Песни Симэксин» (№81-111, Ilia, III6, ячейка 55);
в) в эвенкийских круговых танцах и песнях в записи А.М.Айзенштадта. Нисходящий трихорд 1б2—>4мЗ лежит в основе кругового танца Ехорь-ё [2, с. 190, №52] - ячейка 38, «Причитания матери невесты» [Там же с. 202, №82], а в песне «Ко мне» этот же трихорд звучит после скачка Тч.4 [Там же, с. 181, №21] - ячейка 43 в звукорядном варьировании с трихордом 4-м2->1бЗ. После Тч.4 в нисходяще-восходящем звукоряде 4'б2-ь1мЗ-»ТмЗ-»4'б2 построены песни «У берега Байкала» [Там же, с.227, №131] - ячейка 46, «Колокольчик» [Там же, с.232, №143], «Песня юноши» [Там же, с.234, №2146]. В круговом
30 Этот термин встречается в работе С.А.Кондратьева «Якутская народная песня» в характеристике и применении стилей дэгэрэн ырыа и дьиэрэтии ырыа. Он пишет, что «очень часто оба типа контаминируются в одном и в том же напеве; начало (иногда заключение) такого напева исполняется в характере дьэрэти ырыа, а середина - в характере дэгэрэн ырыа» [144, с. 19J. А.М.Айзенштадт в книге «Песенная культура эвенков» [2, с.29] слово контаминирование применяет в значении сцепления, соединения двух одинаковых или разных звуковысотных ячеек в эвенкийских песнях. Ввиду того, что данный способ встречается и в долганских, эвенских, якутских, кетских песнях, то мы его применяем и по
эвенкийском танце Хадё постоянное возвращение к верхней опоре после нижней и средней вносит разнообразие в мелодический рисунок напева в двух последовательностях:Тч4->1б2-»(Тб2)~>ч1->'1ч4 и Тч4-»ч1->(4б2)-> Тб2->>1ч4 [Там же,с.181, №22]. В «Напутствии молодежи» происходит контаминированис 4-62->4мЗ с 1б2->Тб2, расположенным на б.З ниже от основной опоры первого трихорда [Там же, с.204, №88]. В «Плаче женщины, отданной в чужую семью» выделяется каждая из трех опор: сначала верхняя с нижней вспомогательной средней опоры, далее средняя со вспомогательной нижней опоры и нижняя - с повторами и протяженностью звучания [Там же, с.206, №91]. Звукоряд песни «Солнце закатилось» состоит из расходящихся от одной опоры в разные стороны двух трихордов восходящего ТмЗ—>Тб2 и нисходящего ^62->4мЗ, являясь примером «диатонического лада с «рассредоточенной тоникой»11 -ре1 и ля [Там же, с.251, №174].
г) эвенские записи Г.А.Григоряна и Т.Т.Стручкова: «Эвин бугу онингдукун» - «От земли моей родной» [307, с.50, №1] и народная мелодия с незакрепленным текстом [Там же, с.75, №24]. Первая запись дана в последовательности: 1ч4->(Т мЗ)->Т б2->(4б2)—>4мЗ и от предыдущих отличается скачком на 1чЛ, заполненным восходящим трихордом ТмЗ->Тб2, а вторая - в нисходящем трихорде >1б2->4'мЗ с остинатным повторением верхней опоры после средней и нижней. В нотировках Т.В. Павловой: в Хэде нисходящий трихорд 4б2—>4мЗ в нечетных мелостроках появляется между интонациями >1б.2 и 4м.З, в четных - после Тч.4 [214, с.226]; в «Напеве рыси» из нимкана «Каравандъа» - после 1Чч.4 в начальных мелостроках [Там же, с. 183], а в «Напеве орла» восходящий ТмЗ—>Тб2 следует после скачка на Тч.4 [Там же, с. 184];
4) ТмЗ->Тб2->Т62:
отношению к перечисленным песенным традициям, в частности, долганскоП.
31 Термин А.М.Айзенштадта [2, с.118].