Ви є тут

Баланчин и Стравинский: к проблеме музыкально-хореографического синтеза

Автор: 
Наборщикова Светлана Витальевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2009
Артикул:
301218
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................4
Глава I. Музыкальный мир Баланчина................................ 30
§1. Б алан чин-музыкант............................................31
§2. У Дягилева: «Блудный сын» Прокофьева...........................38
§3. Балеты Чайковского.............................................47
§4. Балеты на музыку американских композиторов.....................54
Глава И. Хореографический мир Стравинского........................71
§1. Жар-птица......................................................72
§2. Петрушка......................................................79
§3. Весна священная................................................87
§4. Песнь соловья. Пульчинелла.....................................95
§5. Байка про лису, петуха, кота да барана. Свадебка..............107
§8. Поцелуй феи. Персефона. Балетные сцены........................115
Глава III. Балеты Стравинского и Баланчина
§1. Аполлон Мусагет...............................................125
§2. Игра в карты..................................................134
§3. Цирковая полька (Балет слонов). Потоп........................ 142
§4. Орфей.........................................................146
§5. Агон..........................................................151
Глава IV. Балеты Баланчина на небалегную музыку
Стравинского.....................................................161
§ 1. До Баланчина: Фейерверк и пчельт.............................167
§2. Балюстрада. Скрипичный концерт. Концертные танцы..............171
§3. Движения для фортепиано с оркестром. Монументо Джезуальдо.
Хоральные вариации на тему И.С.Баха «Vom Himmel Hoch».............182
§4. Вариации памяти Олдоса Хаксли. Концертный дуэт. Реквием 188
§9. Симфония в трех частях. Скерцо в русском стиле. Рэгтайм...... 195
Заключение.......................................................204
Приложение I. Баланчин и Стравинский: хронограф жизни
и творчества......................................................214
Приложение II. Музыкальные произведения, положенные в
основу балетов Баланчина..........................................282
3
Приложение III. Премьерные постановки балетов на музыку
Стравинского......................................................302
Источники.........................................................311
зэ
«Драгоценности», косвенно указывающий на кавказские корни его создателя: «Я всегда любил драгоценности — все же восточный человек, родом с Кавказа»/ — написал Баланчин в аннотации к спектаклю. Уже будучи состоявшимся хореографом и имея право выбора музыкального материала, Баланчин так и не обратился к грузинской музыке. Ни фольклорные образцы, ни оригинальное композиторское творчество его не заинтересовали. Хогя, казалось бы, альянс братьев — Баланчина- хореографа и Баланчивадзс-композитора, автора первого национального балета «Сердце гор» — напрашивался сам собой. Известно, что во второй половине 1930-х годов мать выслала Баланчину фортепианный концерт Андрея, но он оставил его без внимания. Также не секрет, что Андрей во время визита старшего брата в Тбилиси в 1962 году показывал ему свои сочинения, вероятно, нс без тайного желания увидеть их в танце. Описание тягостной для обоих встречи биограф составил со слов приятельницы Баланчина Натальи Молостовой. Поначалу она «наслаждалась атмосферой тепла и товарищества между воссоединенными братьями. Затем Андрей предложил послушать его последние сочинения. В течение двух часов он ставил одну запись за другой. Баланчин сидел, обхватив голову руками и уставившись в пол. Г-жа Молостова нашла ситуацию невыносимой и попросила Баланчина сказать брату хоть одно доброе слово [...] Но он промолчал. Наконец, Андрей, смягчив неловкость шуткой, остановил фонограф. Позже г-жа Молостова спросила Баланчина: «Неужели маленький комплимент по поводу его музыки травмировал бы вас?» [...] «Я нс мог», — ответил Баланчин, и взгляд его был полон раскаяния»/ Этот случай, наверное, один из самых тяжелых в семейной истории хореографа. Тем не менее он не вызывает ни удивления, ни отторжения. Художественных интересы для Баланчина всегда стояли выше родственных связей. Подтверждением тому служит вся его жизнь, в которой смена муз — жен и подруг — отражала не столько повороты судьбы, сколько этапы эволюции балетмейстера.
Практическое изучение музыки Баланчин начал в возрасте пяти лег, когда мать усадила его за фортепиано. Через несколько лег честолюбивый отец уже демонстрировал таланты детей. На званых вечерах звучали четырехручиые переложения фортепианных пьес Гайдна, Моцарта, Шуберта, а также ноктюрны и
3 Баланчин Дж., Мейсон Ф. Сто один рассказ о большом балете. С. 102.
4 Taper Bernard. Balanchine. P. 304.
»
34
марши сочинения Георгия и Андрея. Детская привычка к камерному сотворчеству проросла в Америке, подвигнув Баланчина на организацию собственных музыкальных собраний. Среди музыкантов там были такие артистические величины, как скрипач Натан Мильштсйн и виолончелистка Раиса Гарбузова. Вещественной памятью об этих встречах стал балет «Четыре темперамента», поначалу заказанный Паулю Хиндемиту как сочинение для дома.
Из детских запасов заимствовались и некоторые взрослые музыкальные выборы. «Что за композитор — Бенджамин Годар?» (автор музыки к балету «Воспоминание», 1935 — С.Н.) — спрашивал йнтервыоер. И Баланчин не таил секретов кухни: «О, Годар был очень известным композитором, французом, подобным Шабрие, Гуно. Тот самый тип. дансантмый. Когда я жил в России, все мы играли Годара».3
В театральном училище, где ученики должны были заниматься на фортепиано или скрипке, Баланчин в превышение программы осваивал оба инструмента. В классе фортепиано он учился у превосходного музыканта Евгения Федоровича Клопштока. Развития внутреннего слуха тот добивался, заставляя заучивать произведение без проигрывания на инструменте. Можно предположить, что Баланчин преуспел в этих упражнениях. Потом обстоятельства часто лишали его рояля, но не могли повлиять на качество освоения музыкальных текстов. Танакиль Леклерк вспоминала о необыкновенной скорости процесса: «Я никак не могла понять, когда он это делает. Он был дома, и я была дома. Он просматривал музыку, возможно, играл сс один или два раза и на следующий день был полностью готов к постановке».6
В Петербургской консерватории Баланчин был принят в фортепианный класс профессора Софии Францевны Цурмюллен, которая уже выпустила не одно поколение студентов. Ей принадлежит оценка Баланчина - пианиста, данная в форме ответов на административный анкетный опрос. В графе «Музыкальные данные» Цурмюллен пишет: «Слух, ритм. Хорошая рука, хорошие пальцы. Талантлив и очень музыкален. Работал при самых тяжелых обстоятельствах. Первые 1,5 года был воспитанником Государственной балетной школы, не имел
5 Reynolds N. Listening to Balanchine // Dance for a City. Fifty Years of the New York City Ballet. New York: Columbia University Press, 1999. P. 157.
6 Jordan, Stephanie. Moving Music. P. 124.