ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................6
ЧАСТЬ I. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАСТОВ В БАССО-ОСТИНАТНЫХ ЖАНРАХ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ БАРОККО.............................26
ГЛАВА I. РОЛЬ БАССО-ОСТИНАТНОЙ ТЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ НИЖНЕГО ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАСТА...............................................26
1.1. Формирование диатонического инварианта бассо-остинатной темы..........................................27
1.1.1. Грамматические преобразования диатонического инварианта 31
1.1.2. Семантические преобразования диатонического инварианта......36
1.1.2.1. Бассо-остинатная тема с однородным лексическим составом...37
1.1.2.2. Бассо-остинатная тема с неоднородным лексическим составом. 50
1.2. Контекстные преобразования бассо-остинатной темы в нижний тематический пласт.................................................52
1.3. Формирование хроматического инварианта бассо-остинатной темы..........................................61
1.4. Роль орнаментики в формировании нижнего
тематического пласта..........................................67
ГЛАВА II. СЕМАНТИКА И СТРУКТУРА ВЕРХНЕГО ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАСТА ............................................................82
2.1. Интонационная лексика верхнего тематического пласта...........84
2.1.1. Межтекстовая миграция интонационных формул..................86
2.1.2. Внутритекстовая миграция интонационных формул..............101
2.2. Преобразования лексемы в семантическую фигуру в контексте верхнего тематического пласта.....................................106
2.3. Инструментальные клише верхнего тематического пласта.........117
2
ЧАСТЬ 11 СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАСТОВ БАССО-ОСТИНАТНЫХЖАНРОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ БАРОККО.......................136
ГЛАВА I. МЕЖТЕКСТОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕГО ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАСТА..............................................137
1.1 Художественное пространство нижнего тематического пласта
в органной музыке барокко (пассакалия и чакона)...............138
1.2. Специфика преобразования нижнего тематического пласта в клавирных сочинениях барокко (пассакалия, чакона и граунд)..153
1.3. Структурные и смысловые преобразования нижнего тематического пласта в инструментальных ансамблевых сочинениях барокко (пассакалия, чакона и граунд)...............................170
1.4. Художественные возможности нижнего тематического пласта в сочинениях для солирующего инструмента с сопровождением и для скрипки соло (пассакалия, чакона, граунд и фолия)...........181
ГЛАВА II. МЕЖТЕКСТОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВЕРХНЕГО ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАСТА............................................................199
2.1. Межтекстовые преобразования над-остинатного пласта органных сочинений......................................................200
2.1.1. Орнаментальные структуры в органной пассакалии..........215
2.1.2. Орнаментальные структуры в органной чаконе..............217
2.2. Межтекстовые преобразования над-остинатного пласта клавирных сочинений......................................................222
2.2.1. Межтекстовая миграция инструментальных клише............223
2.2.2. Межтекстовая миграция орнаментальных структур...........234
2.2.3. Функции внешнего орнамента в сочинениях для клавира.....239
3
gio Баха фигура скачка, напротив, сохраняет свои инвариантные значения и противопоставляется медленному, складывающемуся из опорных тонов (“й - с-d- es”) интонационному восхождению, в которое включена интонация lamento (т. 6 - 9).
Именно контекстная семантика способствует формированию многообразных смысловых оттенков в теме. При неизменности лексического состава в теме Adagio Концерта для клавира Баха (пример № 91) трижды меняется взаимоотношение лексем saltus duriusculus и lamento. Мы наблюдаем процесс их непрерывного обострения: от внешнего сопоставления (т. 1, т. 2), через сближение посредством включения в структуру основной фигуры (т. 3 - 5) к их противодействию (т. 6 - 9). На заключительном этапе (т. 12) отношения становятся особо напряжёнными, поскольку интонации lamento противостоит saltus duriusculus в обращении.
Подавляющее большинство хроматических тем объединяют минорная окраска и нисходящее мелодическое движение. Эти черты являются важнейшими факторами в формировании эмоционально выразительного наполнения фигур в хроматических темах. Они становятся и типологическими признаками тем basso ostinato. Поэтому не случайно, что одним из сильных регуляторов смыслообразования в темах пассакалий, чакон и гра-ундов становится мажорный ладовый колорит. Уникальным в этом отношении образцом ладовой контекстной семантики является тема Adagio IV акта “Королевы Фей” Пёрселла (пример № 92). В ней заложено противостояние хорального диатонического восхождения от III к V ступени ре-ма-жора и длительного хроматического нисхождения в ритме медленного шага от V к I ступени ре-минора. Диапазон такого хроматического спуска охватывает две октавы. Противопоставление мажорного диатонического восхождения и хроматического ламентозного минорного нисхождения в теме рождает эффект, подобный постепенно блекнущему свету и “погружению во тьму”.
66
В этом примере привлекает внимание ещё одно интересное наблюдение. В этом случае продвижение вниз хроматическим путём за пределы формирующей тему лексемы passus duriusculus, по-видимому, происходит гораздо медленнее и труднее, чем раздвигание границ лексемы catabasis, поскольку, в силу насыщенности напряжением, препятствует выявлению интонационного движения. Однако нисходящее хроматическое движение также способно набирать силу и заполнять значительное звуковое пространство, что мы уже наблюдали в теме Пёрселла (пример № 90).
Не менее важным фактором формирования контекстной семантики в хроматических темах является восходящая направленность мелодического движения (фигура passus duriusculus в обращении), встречающаяся в некоторых инструментальных темах basso ostinato. Например, фигура passus duriusculus в обращении положена в основу темы клавирной Пассакалии Ф. Куперена (пример № 93). Семантическая фигура линейно выровнена и звучит в характерном для жанра дактилическом ритме торжественного танца-шествия.
Восходящая интонация всегда представляет волевое усилие, порыв. Вот, вероятно, почему восходящие темы пассакалий и некоторых чакон, где бы они ни звучали (в вокальной или инструментальной музыке), отмечаются повышенной патетикой. Несомненно, фигура passus duriusculus в обращении представляется более аффектированной, нежели её прототип.
1.4. Роль орнаментики в формировании нижнего тематического пласта
В процессе формирования нижнего тематического пласта во многих диатонических и хроматических темах обращает на себя внимание необычайно важный процесс расслоения линеарного изложения темы на основную схему-модель и орнаментальную линию. Нарушение ритмической вы-ровненности, внедрение в тему широких интервальных ходов и насыщение ранее однородного движения тонов элементами противодвижения предполагают более интенсивную дифференциацию тонов. Зарождение функцио-
67
- Київ+380960830922