Ви є тут

Проявления бинарности в музыкальном языке современных композиторов

Автор: 
Сараева Марина Игоревна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1998
Кількість сторінок: 
215
Артикул:
1000239759
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ГЛАВА 1. ИДЕАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИНАРНОСТИ
1.1. Субъективный образ с точки зрения бинарности.............18
1.2. Бинарность и композиторская направленность 29
ГЛАВА 2. БИНАРНОСТЬ В РАЗЛИЧНЫХ СТОРОНАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА
2.1. Бинарность в музыкальном формообразовании................41
2.2. Проявления бинарности в гармоническом языке..............62
2.3. Двойственность в фактуре.................................94
2.3. Тембр в аспекте двойственности...........'............. 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................:.....................131
ПРИЛОЖЕНИЕ:
- Библиография.............................................. 138
- Аналитические комментарии..................................15Ц 2
- Сноски....................................................17-9
- Схемы......................................................18^
- Нотное приложение..........................................20&
-и с <^>
ВВЕДЕНИЕ.
Взгляд на композиторское творчество с точки зрения бинарности, по нашему мнению, может быть полезным в деле изучения современной музыки. Выбор указанной позиции приносит несколько преимуществ. Во-первых, бинарность композиторского мышления является частным случаем всеобщей бинарности - диалектического взаимодействия противоположных начал (Инь - Ян, тождества - различия, движения - покоя и т.д.). Это придает теме необходимую глубину и значимость. Во- вторых, накоплена широкая база данных в различных областях знаний - в философии и психологии, физиологии и нейродинамике, лингвистике и семиотике, религиоведении и искусствоведении, что обеспечивает достаточно прочную основу всем последующим изысканиям. В-третьих, в области музыкознания существует встречная проблема - двойственности музыкальной формы. Сопоставление сведений из разных наук обогащает непосредственно музыковедческое понимание композиторского творчества и современного этапа музыкального развития.
Вместе с тем, чрезвычайно широкая база данных по проблеме бинарности, будучи одним из положительных следствий избираемого подхода, заставляет по возможности четко очертить опоры предстоящего исследования. Представляется целесообразным обратиться к трудам К.Г. Юнга, которые дают не только наиболее полный обзор, но и психологическое обоснование ее существования. Его исследования. касающиеся мифологии, античной и средневековой мысли, человековедения, биографики, психопатологии, обнаруживают наличие сравнительных пар идеологических соперников, обозначенное двумя базовыми и противоположными типами восприятия или установками.
- 20 -
эмоциональную окраску при восприятии имеют величина, скорость движения (темп), топология, симметрия объектов. Их выявляют методом пиктограмм, тестированием - в тесте Роршаха, например, по детерминантам формы и движения); 4) - причинно-следственные характеристики. (Относятся к наиболее чувственным параметрам эмоционального образа. Индивидуальные различия в значительной мере сказываются на каузальной интерпретации событий, что приводит к многочисленным вариантам в построении субъективной реальности. Этот уровень измеряется психологами по шкалам атрибуции и локуса контроля.); 5) - вероятностные характеристики. (К ним принадлежат субъективные оценки частот значимых для человека событий и состояний; в обычности или необычности происходящего кроются важные элементы отношения к нему. В музыке вероятностные параметры участвуют в создании явлений предслышания, метрической инерции, большое значение которых бесспорно.); 6) - оценочные характеристики. (Они являются конечными продуктами субъективной реальности, формируясь на основе "взвешивания11 и синтеза предшествующих уровней. Измеряются методами социометрического анкетирования. шкалирования.)
Многообразие человеческих индивидуальностей позволяет судить о том, что представлений о мире может существовать большое количество. Вместе с тем. они поддаются типологизированию. Упорядочивающим фактором может выступать, например, бинарность. Следует признать, что, при всей глубине исследований явления субъективного образа как такового, видовые различия его в связи с проблемой бинарности не изучались. Уяснению некоторых свойств субъективного образа с точки зрения бинарности, будет посвящен ближайший этап нашей работы. Различия, на наш взгляд, следует
- 21 -
искать в области пространственно-временных отношений, поскольку "всякое вступление в сферу смысла совершается через ворота хронотопа" (19, С. 406). С пространством-временем связаны такие свойства, как форма, способ ориентации, парадоксальность и собственно видовые отличия субъективного пространства-времени (обозначения, соответственно, для пространства - 1.1, 1.2, 1.3; для времени - 2.1, 2.2, 2.3).
1.1. Форму субъективного пространства исследователи определяют сходно, как округлую (эллипс, круг, сфера). Например, пороги различения цветовых и звуковых сигналов обрисовывают форму эллипсов (84; 70), а общая модель цвето-зрительного пространства имеет сферическую форму (65). Характерно, что данные психологов совпадают с точкой зрения философа. А.Лосев предлагает пространственное изображение смысла в виде круга с системой координат внутри него: круг символизирует пару диалектических категорий
подвижного покоя, крест- координат - пару категорий тождества и различия1. Корни приведенных выше совпадений, очевидно, следует искать в глубинных слоях человеческой психики - так называемом коллективном бессознательном и, в частности, в существовании архетипа Мандалы (216, 217).
1.2. Программа ориентации человека в реальном и воображае-
мом пространстве опирается на соотнесенность модели субъективного пространства с мозговой моделью тела. Указанное свойство применительно к восприятию живописи И. Рок обозначает термином "эгоцентричность" (143, С.156), а по отношению к восприятию музыки
Й.Уйфалуши называет "антропоцентричностью" (181, С. 213)2. Данная особенность объясняет, в частности, большую психологическую эффективность вертикально-осевой симметрии и складывание при