Ви є тут

Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры

Автор: 
Ло Шии
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
268
Артикул:
133953
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................1.
Глава 1. ^ Становление симфонической музыки в
Китае (1840-1949)................................... 11.
1. Истоки китайской музыкальной культуры................ 11.
2. Период зарождения симфонической музыки
в Китае.(1840-1927 гг.).............................. 17.
2.1. Распространение христианской религиозной
музыки........................................... 17.
2.2. Создание европейских военных оркестров.......... 19.
2.3. Музыка в частных школах..........................20.
2.4. Проникновение симфонической музыки в
Китай.............................................22.
2.5. Основатели китайской симфонической
музыки........................................... 26.
3. Период формирования симфонической музыки в условиях политического раскола (1927 - 1949)..... 29.
3.1. Симфоническая музыка на оккупированной территории............................................29.
3.2. Симфоническая музыка на территории, подконтрольной китайской национальной
партии Гоминьдан..................................34.
3.3. Симфоническая музыка в освобожденных
районах.......................................... 41.
4. Китайские музыканты, получавшие
образование за рубежом................................46.
5. Воспитание профессиональных кадров для симфонической музыки..............................50.
6. Зарубежные музыканты, работавшие в Китае в ранний период развития симфонической
музыки.............................................. 51.
Глава 2. Период расцвета китайского симфонизма.
Формирование эстетических принципов китайской симфонии( 1949-1966)........................... 55.
1. Общие особенности....................................55.
1.1. Концертная жизнь и композиторское
творчество.......................................55.
1.2. Развитие китайских консерваторий
и музыкальной периодической печати...............60.
1.3. Создание различных симфонических
оркестров....................................... 66.
2. Наиболее известные симфонические
произведения и композиторы.......................... 69.
3. Роль международных связей в развитии
симфонизма...........................................78.
4. Дирижерское искусство и симфонические
дирижеры.............................................79.
5. Влияние политики на развитие симфонической
музыки...............................................83.
Глава 3. Период спада в развитии китайской
симфонической музыки (1966-1976)....................... 85.
1. Симфоническая музыка на грани
исчезновения.........................................87.
2. Контроль над распространением китайской
симфонической музыки.................................89.
3. Прорыв через запреты.................................90.
Тяньцзине в последние годы правления династии Цин при Первой средней школе был создан оркестр учащихся из 30 человек, в Шанхае был организован духовой оркестр учащихся одной из школ под управлением француза - барона Де Гюбнера, в Тяньцзине - оркестр таможни под руководством немца Бигля и др.
2. 3. Музыка в частных школах.
Самую большую роль в распространении западноевропейской музыки в Китае сыграли частные школы. В 1898 г. китайские буржуазные реформаторы Кан Ювэй и Лян Цичао выступили за то, чтобы перенять опыт Японии в распространении западной науки и техники. В связи с этим стали создаваться школы нового образца, в которых наряду с другими дисциплинами преподавали западноевропейскую музыку и устраивали концерты. Под воздействием их идей о том, что музыка играет важную роль в идейном воспитании, в школах начали преподавать уроки музыки, и пение [по западноевропейской манере] стало в то время одним из модных увлечений в китайском обществе. В 1903 г. Цинскос правительство разрешило преподавание музыки в общеобразовательных школах, а в 1912 г. этот предмет был официально признан одним из основных в младших, средних школах и различных учебных заведениях педагогического профиля.
Частные школы не только широко пропагандировали западную музыку в Китае, но и воспитали плеяду талантливых музыкантов и педагогов-новаторов, лучшие из которых Шэнь Синьгун (1870-1947 гг.), Ли Шутуи (1880-1942 гг.). В юности они стажировались в Японии, а вернувшись в Китай, всеми силами начали распространять преподавание музыки в школах. Шэнь Синьгуном было написано первое музыкальное учебное пособие; затем стал издаваться «Иныоэ сяо цзачжк» (Маленький музыкальный журнал) под редакцией Ли Шутуна; это был первый журнал,
20
посвященный музыке. При их активном содействии преподавание музыки в школах стало быстро развиваться. Европейская музыкальная культура получила широкое распространение, включая вокальное исполнительское искусство, инструментальную музыку - для фортепиано, органа, струнных и духовых инструментов, способ нотной записи ([до того] в Китае существовало два основных способа записи музыки - гунчэ пу и цзянъцзы пу7) и теоршо музыки - здесь нужно назвать изданные труды Цзэн Чжиминя «Юэдянь да и» (Сущность музыкальной классики) (1904 г.); «Юэли гайлунь» (Краткий очерк теории музыки) Шэнь Пэнняня (1908 г.); «Хэшэн сюэ» (Гармония) Гао Шоутяня (1914 г.).
Углубленное изучение музыки в частных школах способствовало формированию учреждений специального музыкального образования в Китае. В 1919 г. в Пекине, Шанхае и других городах преподавателями и студентами создавались различные общества изучения музыки, как-то: Общество исследования музыки в Пекинском университете, Китайское общество эстетического воспитания, а также Музыкальное общество «Датун». Вслед за появлением этих обществ были официально учреждены самостоятельные образовательные заведения. На юге ученики известного китайского композитора Ли Шутуна - Фэн Цзыкай, У Мэнфэй и Лю Чжипин создали музыкальный факультет при Шанхайском педагогическом институте (1920 г.), частный факультет изящных искусств и музыки (1923 г.).
Появление обществ любителей музыки и специальных учебных заведений, где преподавались музыкальные дисциплины и имелся образовательный стандарт, сыграло большую роль в деле воспитания сиециалисгов-музыковедов, явилось основой для дальнейшего развития
7 Гунчэ пу - древнекитайская система нотной записи, как правило, использующаяся для духовых инструментов. Известна с X века. Цзяньцзы пу - «сокращенные ноты» - нотная запись, представляющая
собой сокращенные варианты иероглифов, обозначающих определенные приемы игры и т. д..
21