Ви є тут

Образная система А. Н. Скрябина

Автор: 
Полупан Елена Владиславовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
230
Артикул:
1000316261
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................3
Глава I. Музыкальный образ и культура........................9
§ 1. Теоретическое истолкование категории
«музыкальный образ».................................9
§ 2. Образная система А.Н. Скрябина в художественном контексте эпохи рубежа Х1Х-ХХ веков....................21
Глава II. Образная сфера утонченности........................43
§ I. Танцевально-пластические истоки
скрябинских образов................................43
§ 2. Вокально-речевая природа скрябинской
лирики..............................................61
Глава III. Скрябинский экстаз................................70
§ 1. Новый облик образа Любви..........................70
§ 2. Экстатическая динамика волевых образов
и символика пламени................................81
§ 3. Экстаз самоутверждения. «От высшей
утонченности к высшей грандиозности»................93
Заключение..................................................104
Список литературы............................................120
Приложение 1 (нотные примеры)................................... 137
Приложение 2................................................. 181
Комментарий............................................ 181
Интонационный словарь................................ 190
ВВЕДЕНИЕ
Образный мир творчества Александра Николаевича Скрябина широко рассматривался в исследовательской литературе в свете его философско-эстетических взглядов, собственных высказываний и воспоминаний современников (поэтов, художников, мыслителей, музыкантов). Программные основы его инструментальной музыки -предметные и отвлеченные символы, драматургическая логика - истолковываются обычно в специальных трудах в опоре на образносмысловые характеристики, многочисленные авторские ремарки, присутствующие на страницах скрябинских сочинений. Однако в таком подходе всегда таится опасность целиком погрузиться в литературно-конъюнктурные, «околомузыкальные» рассуждения об образе в совершенном отрыве от исследования главного - его специфической музыкальной материи.
Возникает проблема: как постигнуть своеобразие авторской фантазии, выстроить образно-художественную концепцию Скрябина не через его дневники, записи, высказывания, а через музыку, собственно интонационно-звуковую ткань его произведений, в конечном счете, вывести скрябинскую философию непосредственно из музыкального творчества композитора. Скрябин проявил себя серьезным и оригинальным мыслителем, но он прежде всего был и остается величайшим музыкантом, гениальным композитором. Сам Александр Николаевич неоднократно подчеркивал, что музыка для него - «путь откровения», «могущественный метод познания». Философема компо-
3
ленных в нотных текстах произведений самим композитором. Достаточно вспомнить названия некоторых из них: «Хрупкость», «Загадка», «Маска», «Трагическая поэма», «Сатаническая поэма», «Причудливая поэма», «Сфанность», «Окрыленная поэма», «К пламени», «Поэма огня», «Поэма экстаза». Давно и прочно вошли в музыкальный обиход авторские наименования тем сонат и симфоний (темы «полета», «мечты», «томления», «воли», «самоутверждения» и т.д.).
Так, например, в «Поэме экстаза» исследователи насчитываю! от 7 до 11 тем, имеющих самостоятельное образное значение. Л.Данилевич в своей статье 1940 года, посвященной подробному разбору названного произведения, утверждает, что «в основу «Поэмы экстаза» положено восемь тем лейтмотивов: «тема томления», «тема мечты», «тема полета», «тема возникших творений», «тема тревоги» («ритмы тревожные»), «тема воли», «тема самоутверждения» и «тема протеста» (59; 87). А через 33 года в сборнике к столетию со дня рождения А.Н.Скрябина (1973 г.) он уже говорит о десяти темах «Поэмы» (девять тем в экспозиции и десятая - «тема протеста» - в разработке).
Иные аналитики находят темы «наслаждений», «ужаса», «ритмов веселых». Становится совершенно ясно, что, следуя по такому пути, список образов музыки Скрябина можно продолжать бесконечно, не внося ничего принципиально существенного, лишь пополняя его, более или менее удачно обновляя близкими по смыслу характеристиками.
Возникает естественная необходимость как-то истолковать, систематизировать это образное множество, и такие попытки предпринимались уже не раз.
В упомянутой переработанной статье 1973 года Л.Данилевич, по-видимому, под влиянием статьи В.Бобровского, опубликованной в
22
1972 году, выделяет всего две главные темы, вокруг которых группируются остальные: это «тема самоутверждения» («тема воли») и «тема томления». Первая образует центральную ось произведения, его «сквозное действие». «Тема томления» со своей группой тем составляет другой план музыкальной драматургии, названный «лирико-скерцозным» (вследствие отнесения к этой группе «темы полета»). Автор статьи указывает на соответствие этих двух идейно-образных сфер основным слагаемым творчества композитора, определившего их как «высшую грандиозность» и «высшую утонченность».
Но намерение обозначить ведущие образные сферы Скрябина обнаруживается еще ранее, в статье Н.Вольтер «Символика «Прометея» (50). Говоря о музыкальной символике Скрябина, музыковед называет «основные типы тем, проходящие через все сочинения композитора и являющиеся сознательными условными выразителями тех или иных определенных понятий или душевных состояний. В основном эти типы таковы: 1) «темы воли», 2) «темы движения», творческой игры, 3) «темы томления», 4) «темы созерцания», 5) «темы таинственных сил» (темные чары, враждебные силы)» (50; 116).
В 1971 году М.Михайлов в своем популярном очерке о Скрябине выявляет «сочетание предельно острых контрастов - титанических «прометеевских» дерзаний и утонченнейших лирико-психологических состояний» как неотъемлемую черту художественной индивидуальности композитора. «Образам величаво монументальным в музыке Скрябина противостоят образы нежные и хрупкие, порой изысканно причудливые» (135; 6).
В .Рубцова в фундаментальной монографии 1989 года (одной из последних об А.Н.Скрябине) говорит о сложном и многофанном художественном мире произведений композитора и отмечает откристал-
23