Оглавление
2
Введение.............................................
ГЛАВА 1. Звукоорганизация первой половины XX века как
выражение художественной памяти.......................
1.1. Музыкально-живописные идеи начала
века..................................................
1.2. Звукоорганизация текстов немодулирующей
художественной памяти: Скрябин - мастер краски звука; Рославец - постижение пластики звука; графика звука Веберна...............................................
1.3. Звукоорганизация текстов модулирующей художественной памяти: Шостакович - от монтажной гармонии к
двенадцатитоновости...................................
ГЛАВА 2. Звукоорганизация второй половины XX века как
выражение информативной и синтезирующей памяти........
2.1. Звукоорганизация текстов немодулирующей
информативной памяти, ориентированных на точные науки.................................................
2.2. Звукоорганизация синтезирующих текстов модулирующей художественно-информативной памяти.........................
ГЛАВА 3. Звуковысотиые коды XX
века..................................................
3.1 Типология звуковысотных кодов и их артикуляционное членение...................................................
3.2. Перекодирование: типы и способы звуковысотного
перекодирования.......................................
ГЛАВА 4 Коммуникативные процессы
звукоорганизации......................................
4
42
52
61
104
137
148
165
182
195
210
228
3
4.1. Информация и смысл музыкального сообщения................ 228
4.2. Механизмы слушательского восприятия музыкального текста......................................................... 245
ГЛАВА 5. Методы семиотического анализа
звукоорганизации.......................................... 266
5.1. Метод имманентного анализа............................... 271
5.2. Интертекстуальный анализ................................. 289
Заключение ......................................................... 312
Список
литературы 325
Нотное
приложение
360
39
коды: художественный, информативный и синтезирующий (художественноинформативный).
• Все многообразие звуковысотных структур, XX века, опирающихся на художественную, информативную и художественно-информативную память, сведено к двум разновидностям: звукоорганизация текстов немодулирующей памяти и звукоорганизация текстов модулирующей памяти.
• Свойством звукоорганизации немодулирующей памяти является устойчивость означающих при стабильности коммуникативных связей, в звукоорганизации текстов модулирующей памяти в связи со сменой культурных кодов происходит не только замена одних означающих на другие, но и меняется тип коммуникации.
• Звукоорганизация как сообщение, опирается на систему кодов, обладающих артикуляционным членением. Динамика развития кодов способствует образованию смыслового и структурного перекодирования.
• Между информацией и смыслом существует обратно пропорциональная зависимость: в силу многополярности музыкального произведения XX века, увеличивающего число смыслов, происходит потеря информации и наоборот: увеличение информации приводит к утрате смысла.
• Перевод плана выражения (звукоорганизации) в план содержания, происходящий в сознании слушателя, представлен в виде иерархической лестницы, поэтапно проясняющей смысл музыкального произведения.
• Семиотический подход к звукоорганизации XX века находит выражение в двух взаимодополняющих методах анализа: имманентном и интертекстуальном. Если первый рассматривает текст с позиций квазипространственной фигурации, образуемой «формальными элементами разного уровня», то второй связан с анализом соотношений элементов между текстами: внутритекстовые элементы мыслятся как заимствованные из других текстов или отсылающие к ним.
40
В диссертации выдвинута гипотеза о том, что звукоорганизация XX века, широко раздвинув свои синтаксические и структурные границы и создав новый тип тематизма, функционирует как относительно самостоятельный язык, обладающий системой знаков с определенным кодом и способствующий к передаче информации для установления коммуникативных связей.
Теоретическая ценность исследования заключается в обобщении накопленных в музыкознании наблюдений над звукоорганизацией XX века, их систематизации и интерпретации с позиций нового, недостаточно апробированного семиотического подхода. Выход в область семиотики позволяет обратиться к лингвистическим методам и рассмотреть звукоорганизацию, с одной стороны, как структуру, уподобляющуюся вербальному языку, а с другой - как знаковую, несущую определенную информацию.
Практическая ценность исследования определяется расширением проблемного поля звукоорганизации XX века, коммуникативность которой познается в соотношении с другими художественно-коммуникативными системами. Результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях звукоорганизации конкретного композиторского стиля XX века. Кроме того, предложенные материалы' включены в курсы «Современная гармония», «Современная музыка», а также могут стать основой для разработки курса «Музыкальная семиотика».
Апробация диссертации. По материалам исследования опубликованы две монографии (Наблюдения над гармонией XX века: вопросы истории и теории: - Ростов-на-Дону, 2002; Звукоорганизация музыки XX века как объект семиотики. - Астрахань, 2009), два учебных пособия (Современная гармония. Программа-конспект для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов. - Ростов-на-Дону, 2004; Гармония XX века. Учебное пособие под грифом УМО для историко-теоретико-композиторских
- Київ+380960830922