Ви є тут

Элегия и элегичность в русской музыке XIX века

Автор: 
Маричева Ирина Владимировна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2010
Кількість сторінок: 
238
Артикул:
133732
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................... 4
Глава 1
Из истории жанра
1.1 Элегия в западно-европейском искусстве............................18
1.2 У истоков русской элегии..........................................46
Глава 2
Эволюции русской элегии в XIX веке
2.1 Элегия первой половины XIX века.................................62
2.2.Элегия второй половины XIX века............................... 89
Глава 3
Модус русской элегичности и топика русской элегии
3.1 Модус русской элегичности........................................121
3.2 Литературная топика русской элегии...............................137
3.3 Музыкальная топика русской элегии..............................146
Глава 4
Творчество П.Чайковского в свете элегичности
4.1 О личности композитора, элегичности и элегической топике
как компонентах индивидуального стиля П.Чайковского..................161
4.2 Элегичность - доминирующий модус
в произведениях П.Чайковского........................................168
4.3 Элегичность - составляющая эмоционального наполнения
произведений П.И.Чайковского.........................................184
4.4.0 роли элегического модуса и элегической топики
3
в творчестве Чайковского........................................193
Заключение........................................................199
Список литературы.................................................203
Приложение 1 219
Приложение 2 236
22
Первым дошедшим до нашего времени образцом жанра стала так называемая «воинственная элегия» Каллина (VII в. до н.э.), призывающая к бою с захватчиками. Близки элегиям Каллина сочинения Тиртея61, который привносит новый оттенок в «воинственную элегию», так как его целью является нравственное воспитание духа гражданина полиса. Еще большее место этические идеалы занимают в произведениях Архилоха. У него же (после отхода от первоначальной ритуальной элегии-причитания) появляется «траурная» элегия, что позволяет исследователям считать поэта основателем данной разновидности жанра. Реже встречавшаяся у Архилоха любовная элегия, становится актуальной для последующего поколения поэтов - Мимнерма Колофонского и Семонида Аморгского. Для них любовь - центральная тема, сопровождающаяся топосами быстротечности молодости и неизбежной утраты былых радостей. Не исчезает и общегражданская, нравоучительная элегия, присутствующая в творчестве Солона. Существовала, кроме того, философская разновидность жанра у Ксенофана, Парменида и Эмпедокла.
Из древнеримских поэтов к жанру элегии обращались Тибулл и Проперций (I в. до н.э.). Их лирика ограничена любовной тематикой, связанными с нею переживаниями и страданиями. Большое место в элегиях занимают картины идиллической природы, которые станут не только фоном, но и непременным источником элегических размышлений поэтов XIX века62.
На элегию, помимо идиллии, повлияла и пастораль. Так, среди разновидностей буколического жанра выделяется «пасторальная элегия», представленная в античной литературе плачем по Дафнису в песне Мопса в
61 Согласно преданию этот школьный учитель был послан руководить войсками в насмешку, однако вдохновил их своими элегиями на победы.
0? Переводами именно Тибулла и Проперция увлекались Батюшков и Пушкин.
23
V эклоге Вергилия63.
Показательными в плане выявления основных литературных топосов жанра являются элегии Овидия, наследника первого поколения римских поэтов - Катулла и Тибулла. Среди его ранних произведений - «Любовные элегии». Они передают муки влюбленного, его томление, сожаление об ушедшем, то есть чувство уходящего времени. Более глубоки «Скорбные элегии» Овидия с их образами страдания вдали от родины и сожалением о прошлом, отсылающим нас к идиллическому топосу. Так поэт продолжает традицию предшественников, оплакивающих идиллию ушедшего «золотого века».
«Скорбные элегии» Овидия явились одним из первых произведений античности, опирающихся на факты бишрафии автора: поводом для их написания стала ссылка неугодного власти поэта, обусловившая появление столь характерных в «Скорбных элегиях» топосов изгнанничества, странничества, несчастий и воспоминаний о счастливом прошлом. Характерно ощущение одиночества, чувства своей отдельности, невключеиности в гармоничный мир. Герой в своём странствовании перемещается в другом, отличном от идиллического, мире, подчиненном движению векторного времени.
В этом контексте возникает и тема поэта - человека, обладающего даром, который Овидий сравнивает с даром Орфея. Талант, по его мнению, отличает поэта от других людей, но именно поэтому он непонят, отвержен и одинок. Вероятно, платой за дар становятся несчастья поэта и неизбежная гибель певца. Последнее - один из излюбленных сюжетных поворотов
63 От дайной разновидности жанра тянется нить к новоевропейской традиции: см. например фигурирующие в исследовании А.Г.Коробовой «Пастораль в музыке европейской традиции» образцы «Carmen pastorale lugubre. Пасторальная элегия на смерть Вильяма, герцога Глостерского» (1700) Джона Фоулера, анонимная английская «Carmen pastorale, или Пасторальная элегия на смерть принцессы Шарлоты, пастухом <сочиненная>» (1817), «Пасторальная элегия на смерть мистера Джона Плейфорда» Генри Пёрселла (1687), // А.Г. Коробова Пастораль в музыке европейской традиции. -Екатеринбург, 2007. — С. 81.