Ви є тут

Вокальная музыка Янниса Ксенакиса как феномен его композиторского творчества

Автор: 
Ферапонтова Елена Владимировна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Артикул:
172611
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание:
Введение..................................................... 3
Глава I.
Линия жизни. Творческий и жизненный путь
Янниса Ксенакиса ............................................ 18
Глава II.
Через авангард к античности.
Музыка к античным трагедиям ................................. 70
Глава III.
Авангардный вокал на концертной сцене.
Хоровые сочинения .......................................,... 135
Заключение...................................................... 205
Библиография.................................................... 212
Приложения:
I. Нотные примеры .......................................... 225
П. Переводы ................................................ 342
III. Список музыкальных произведений
Я. Ксенакиса ............................................ 355
IV. Список книг, статей и архитектурных проектов
Я. Ксенакиса ............................................ 368
V. Фотографии и другие иллюстрации .................. 379
3
Введение
Композитор и философ, музыкальный теоретик и архитектор, автор ряда новых идей в композиции, соединяющий абстрактные принципы математики, пространственные законы архитектуры и музыкальную образность, борец за свободу и общественный деятель - всё это ипостаси одного-единственного человека, Янниса Ксенакиса.
Наследие Ксенакиса еще при жизни композитора становилось предметом серьезных научных исследований. Но только сейчас, спустя несколько лет после смерти композитора, его творчество, масштаб его личности и его место в истории музыки находит должное осмысление. Между тем, в настоящий момент в отечественном музыкознании не существует ни одного целостного монографического исследования о Ксенакисе. Одной из задач данной диссертации стало стремление отчасти восполнить этот пробел.
Подтверждением актуальности выбранной темы может служить высокая активность исследователей творчества Ксенакиса, создание разнообразных научных трудов о композиторе и осуществление крупных международных проектов.
Существенным фактом, подтверждающим востребованность наследия Ксенакиса и жизнеспособность его идей, является деятельность созданного им центра CEMAMu, (Centre d’Etudes Mathématiques et Automatique Musicales), который и после смерти своего основателя продолжает активно работать. Кроме того, существует Общество друзей Ксенакиса, цель которого состоит в том, чтобы поддерживать и организовывать события и публикации, пропагандирующие все аспекты деятельности Ксенакиса.
В 2005 году в Афинах был организован Международный симпозиум «Яннис Ксенакис», собравший более шестидесяти ученых со всего мира. В рамках симпозиума прошли конференция, концерты, видео-показы, выставки и круглые столы. В 2006 году в Торонто прошел грандиозный
*
38
Ксенакиса - «Persepolis» /от Персеполъ!. Произошло это событие на Фестивале Искусств Шираза (Иран) на руинах дворца Дариуса. В рамках Лондонского Баховского фестиваля впервые прозвучала «Linaïa-Agon» для валторны, тромбона и тубы. 63 Были организованы два монографических концерта Ксенаксиса. Первый из них состоялся в Музее американского искусства Уитни (Нью-Йорк), второй прошел в Театре де Ля Виль (Париж). В исполнении «Domaine Musical» прозвучали «Herma», «Diamorphoses», «ST/10», «Aroura» (французская премьера), «Hibiki-Hana-Ma» (четырехтрековая версия) и «Eonta».
* К 70-м годам жанровая палитра творчества Ксенакиса была уже очень широка. И это дало повод Мишелю Ги, менеджеру фестиваля «Парижская осень», заказать Ксенакису оперу. Композитор не заинтересовался этим проектом, однако, в свою очередь, предложил создать автоматизированное, абстрактное зрелище со светом, лазерами и электронными вспышками. Им стал Политоп де Клуни, премьера которого состоялась 13 октября 1972 года в рамках фестиваля. Представления продолжались до января 1974 года. 64 Всего было продано почти 100 ООО билетов. Действо происходило на месте Римских терм Музея Клуни на бульваре Сен-Жермен в Париже. Световое шоу было произведено компьютером, который управлял 600 электронными вспышками и 400 зеркалами, которые отражали зеленые, красные и синие лазерные лучи. Музыкальным сопровождением стала электроакустическая восьмитрековая композиция, которую Ксенакис записал в студии «Acousti».
Ксенакис продолжал активно заниматься и научной работой. Он был избран почетным членом Британского Компьютерного Общества Искусств. А в июле 1972 года Ксенакиса пригласили преподавать на Дармштадтских
65
летних курсах.
Для нового Фестиваля современной музыки Ля Рошель Ксенакис написал небольшую оркестровую пьесу «Eridanos» /Eridanos - древняя река в
63 В это И пьесе композ!ггор изобразил своеобразную музыкальную дуэль между музыкантом Линосом и Аполлоном, богом музыки.
м Существует две авторские версии Политопа де Клуни: 1 версия - 1971-1972, 2 версия - 1973-1974.
6S Композитор участвовал в работе Дармштадтских курсов и позже - в 1974 и 1990.
39
Афинах/, премьера которой состоялась 13 апреля 1973 года в исполнении Европейского ансамбля современной музыки, под руководством Михаила Табачника. Пьеса примечательна тем, что в ней Ксенакис обратился к коду ДНК, точнее к четырем составляющим его химическим элементам - водород, кислород, углерод и фосфор, представленным в виде интервальных рядов и разделенным между духовыми (углерод и фосфор) и струнными (водород и кислород).
В середине семидесятых годов внимание всего мира новой музыки, казалось, было приковано к творчеству Ксенакиса. Целый ряд сочинений впервые увидели свет в это время. В Париже состоялась премьера «Erikhthon» /сила земли; Эрихфоний - один из первых аттических царей, рожденный землей Геей от семени Гефеста/ для фортепиано с оркестром; в Лиссабоне было впервые исполнено одно из самых значительных вокально-инструментальных опусов композитора - «Cendrées» /«Испепеленный»/; в июле в Хартфордском Университете (штат Коннектикут, США) состоялась премьера единственного сочинения Ксенакиса для органа - «Gmeeoorh» ! использовано искусственное слово!.
Осенью 1974 года (19-22 сентября) была осуществлена ретроспектива произведений Ксенакиса на Бетховенском фестивале в Бонне, где прозвучало около тридцати сочинений, включая премьеру «Antikhthon» /«Антиземля»/ для оркестра (1971). В рамках Бетховенского фестиваля была также представлена выставка о композиторе, которая экспонировалась и в следующем году на Английском Баховском фестивале. Ксенакис получал большую поддержку в Великобритании, особенно со стороны Английского Баховского фестиваля, на котором состоялись многие премьеры композитора. В частности, 2 мая 1976 года на фестивале была впервые исполнена «Psappha» /от имени Сафо/ для ударных, солист -Сильвио Гульда.
Сочинение «Antikhthon», упомянутое выше, было первоначально задумано как музыка к балету Джорджа Баланчина, которую он заказал