Ви є тут

Частушки в культурных традициях Белозерья. Опыт комплексного исследования

Автор: 
Кулева София Робертовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Артикул:
172580
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................. 4
Глава 1. Содержание и функциональные особенности музыкально-поэтических форм частушек...................... 31
Раздел первый. Частушка - поминание предков - плач 36
Раздел второй. Функционирование частушек в контексте
жнивных обрядов.......................................... 48
Раздел третий. Частушки в контексте весенне-летнего
календарного периода..................................... 60
Раздел четвертый. Частушки в контексте молодежных собраний, «бесед»......................................... 67
Глава 2. Закономерности строения и стилевые особенности музыкально-поэтических форм
частушек................................................. 89
Раздел первый. Основные принципы композиционного
строения частушек........................................ 97
Раздел второй. Общие закономерности метроритмической организации музыкально-поэтических
форм частушек............................................ 110
Раздел третий. Особенности интонационно-ладового
строения напевов частушек................................ 132
§ 1. Интонационный строй напевов частушек в связи с их
функционально-смысловым назначением...................... 134
§ 2. Стилевые признаки мелодизированных напевов
частушек................................................. 161
Заключение
3
174
Список использованной литературы...................... 179
Приложение «Частушки в культурных традициях Белозерья. Сборник музыкально-этнографических
материалов»........................................... 197
Список сокращений..................................... 259
Карта................................................. 260
25
пением, сколько с инструментальным аккомпанементом, — культуру, создаваемую мастерами-гармонистами» ['Гам же. С. 99]. Такие выводы ученого вполне обоснованы, поскольку в поле его зрения находились лишь собственно вокально-инструментальные формы частушек.
По мнению Е. В. Гиппиуса, частушечный напев возникает «на скрещивании музыкального образа, данного в инструментальной импровизации гармониста и поэтического образа, “сказываемого” певцом на основе инструментального наигрыша». При этом интонацию такого напева исследователь определяет как «сказовую» [ Гам же. С. 102]. В этих, несомненно, ценных аналитических наблюдениях Е. В. Гиппиуса прослеживается дальнейшая перспектива для изучения декламационных напевов и выявления в них общих принципов сферы повествовательного («сказового» = сказительского) интонирования.
Примечательно, что уже в 1930-е годы, когда еще не была накоплена та фактологическая база, которой располагает современная наука, Е. В. Гиппиус наметил и путь к исследованию коллективных частушек, по своим музыкальным особенностям близких к пласту традиционных песенных форм. Он писал, что на Севере - «периферии, где дольше сохранялись пережитки более ранних типов музыкальной практики» -«напев частушки образуется <...> из отбора песенных - вокальных -интонаций, гармонь же имеет гораздо меньшее значение» [Там же. С. 102]; в «хоровом [коллективном - С. К.] исполнении частушки сохраняются следы песенной импровизации подголосков» [Там же. С. 103]. Этими замечаниями Е. В. Гиппиус создал предпосылки для изучения особой жанровой группы мелодизированных напевов частушек и для разработки жанровой группировки частушек.
В 1950-е - 1960-е годы выходит в свет ряд сборников частушек13. Среди них выделяются сборники Н. Л. Котиковой, представляющие собой
13 См.: [Русская частушка 1950]; [Русские частушки 1956]; [Котикова 1956]; [Котикова 1961]; [Частушки о записях советского времени 1965]; [Частушка 1966]
26
публикации напевов частушек. Ленинградская исследовательница в предисловии к своему сборнику отмечала характерную для частушек «незакрепленность текстов за определенной мелодией», существенные отличия областных напевов частушек друг от друга, а также указывала на необходимость более серьезного изучения музыкальной стороны этого жанра [Котикова 1956. С. 3].
В краткой статье, подготовленной для «Музыкальной энциклопедии», И. И. Земцовский выявляет такие характерные особенности жанра, как монострофичность формы и генетические взаимосвязи с другими жанрами: «Частушки - короткие (монострофные) песенки-куплеты, обычно рифмованные четырехстяшия (реже - двух-шестистишия). Генетически связаны со старой плясовой песней, шуточными припевками ярмарочных и масленичных балагуров, свадебными '‘дразнилками”». В ряду музыкальных закономерностей И. И. Земцовский выделил разнообразие типов интонирования: «Для многих
частушек складывались оригинальные мелодии, для некоторых гибко трансформировались мелодии традиционных и новых песен. <...> Преобладает мелос речитативного типа, но отличающийся выразительностью и разнообразием, в нем применяются различные типы интонирования - от ухарских выкриков до тонкой мелодической нюансировки» [Земцовский 1982. С. 198].
Одна из важнейших проблем изучения частушек - проблема выявления принципов жанровой группировки - практически не рассматривалась в этномузыкологии на русском материале. Единственная попытка в этом направлении была предпринята Л. Н. Лебединским в исследовании «Народная музыкально-поэтическая миниатюра» [Лебединский 1984]. Автор выделил три мелодических типа частушек: мелодийно-песенный, мелодийно-плясовой и попевочно-речитативный. Важно отметить, что впервые в научной литературе рассматриваются
I
I