Ви є тут

Развитие отечественного начального музыкального образования как проблема музыкознания

Автор: 
Барбазюк Татьяна Олеговна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
246
Артикул:
172528
179 грн
Додати в кошик

Вміст

\
2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение ........................................................ 4
Глава 1. ПУТИ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРА- 12 ЗОВАНМЯ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
§ 1. Проблемы и идеи оптимизации начального образования музыкантов (вторая половина XIX — начало XX веков).................. 12
§ 2. Приоритеты в начальном образовании периода музыкального
строительства 20-х — 80-х годов прошлого столетия.............. 30
§ 3. Музыкальная школа в зеркале научных и конкретно-
социологических исследований................................... 46
§ 4. Музыкальная школа в новых социально-культурных условиях конца XX — начала XXI веков..................................... 62
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 75
§ 1. Социокультурные основы функционирования музыкальной
школы.......................................................... 75
§ 2. Эстетические, психологические и педагогические факторы оптимизации процесса начальной подготовки музыкантов.............. 87
Глава 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБ- 112 РАЗОВАНИЯ
§ 1. Достижения отечественного музыкознания и содержание образования в музыкальной школе.................................... 112
3
§ 2. К разработке современной концепции музыкальной школы: системно-функциональный подход........................................ 139
Заключение......................................................
Список литературы...............................................
Приложения:
1. Примечания..............................................
2. Графические модели......................................
3. Концепция развития начального музыкального образования в России..........................................................
167
173
204
231
234
23
3. Изучение проявлений музыкальности в человеке должно быть положено в основу музыкальной педагогики, способной выработать рациональные приемы обучения.
4. Изучение образцов музыки в коллективном исполнении есть нерв образования в музыке.
5. Артисты и публика — основные факторы процветания искусства; повсеместность и общедоступность элементарного музыкального образования и основательность, практическая пригодность специального — основной принцип разумной организации учебно-музыкального дела» (75, 5.5; курсив везде наш. — Т. В.).
Эти положения, бесспорно, и в настоящее время можно считать программными для совершенствования и дальнейшего развития отечественного музыкального образования — не только начального.
С этой позиции кратко прокомментируем приведенные тезисы Гу гора.
Б первых двух положениях, тесно связанных между собой, прослеживается мысль о том, что высшая цель всякого музыкального образования — обеспечивать развитие музыкальной культуры социума. Для этого оно должно быть социально ориентировано, го есть на единой методологической и теоретической базе готовить и слушателей музыки и ее служителей (оркестровых музыкантов, певцов, преподавателей и пр.), способных выполнять соответствующие функции в обществе.
Что же касается подготовки музыкантов элитарного уровня — создателей музыкальных произведении (композиторов) и их интерпретаторов (исполнителей высшего уровня) — то эту задачу, по мысли исследователя (которую и мы разделяем), следует решать в особых условиях, содействующих интенсивному развитию таланта и профессионального мастерства.
Принципиальное значение в построенной Гутором системе установок имеет третий пункт. Здесь, во-первых, содержится признание того, неоспо-
24
римого ныне, научного положения, что музыкальность, понимаемая как активная реакция на интонационную выразительность музыкального звучания, представляет собой весьма сложное интегративное свойство человеческой природы, органично связанное со многими физиологическими структурами и личностно-психологическими факторами (В. Мясищев, Л. Готсдинер, С. Науменко и др.). Во-вторых, исходя из такой трактовки природы музыкальности и признания ее определяющей роли в любой музыкальной деятельности, автор закономерно ставит вопрос о необходимости научного исследования её различных проявлений, которые, добавим мы, могут быть существенно разными у различных людей. А это требует от педагогов-музыкантов особо чуткого, ответственного отношения к решению задачи их пробуждения и развития.
Гутор справедливо подчеркивает, что именно музыкальность как психическое свойство (а не эмоциональность, виртуозность и т.д. — Т.Б.), обусловливает способность человека проникать в мир музыки, познавать ее духовную сущность, что является, по его мнению, главной целыо всякого музыкального образования. Вряд ли нужно доказывать актуальность этого положения для современной практики, поскольку обеднение художественного, духовного восприятия музыки в процессе обучения, в том числе и в музыкальной школе, является едва ли не главным ее недостатком.
Следующая позиция Гутора подчеркивает значение коллективного музицирования учащихся. Здесь также следует выделить ряд моментов. Так, тезис об изучении образцов музыки, исполняемой различного рода ансамблями, хорами, оркестрами можно трактовать двояко — с одной стороны, как указание на важность общения только с высокохудожественной музыкой в социально-ориентированном процессе подготовки музыкантов — в противовес употреблению нередко дидактических материалов, не обладающих достаточной художественной ценностью (например, в классах игры на некоторых инструментах или, скажем, в курсе сольфеджио).