Ви є тут

Национальная романтическая традиция в истории польского фортепианного искусства

Автор: 
Буслаева Нонна Вениаминовна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172691
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................ 3
Глава I. Польское музыкальное творчество в аспекте национальной романтической традиции
1. Национально-психологические факторы «польского романтизма» и их выражение в музыкальном творчестве............................................... 17
2. Черты национального стиля в конструктивных элементах польской фортепианной музыки........................ 62
Глава II. Польское фортепианное исполнительство в аспекте национальной романтической традиции............................... 84
1. Польская фортепианная школа: черты национального исполнительского стиля.............................. 85
2. Шопен в интерпретации польских пианистов.............. 114
Заключение...................................................... 164
Библиография.................................................... 167
Приложение: дискография фортепианных произведений Шопена в исполнении польских и российских пианистов....................... 175
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена исследованию национальных особенностей фортепианного искусства Польши.
Интерес к данной теме был изначально стимулирован чрезвычайно развитой в стране и имеющей международный авторитет пианистической культурой.
Неоспоримой казалась и связь ее устойчиво-своеобразного романтического наполнения с традициями Шопена, гения фортепиано, вокруг которого концентрируются все достижения национального музыкального искусства.
Однако, при рассмотрении наследия Шопена сквозь призму национальной его родины, неизбежно стали высвечиваться значительно более глубокие истоки польского романтизма, имеющие обоснование в эмоционально-психологическом строе нации.
Именно в этом ракурсе национальная романтическая традиция в истории польского фортепианного искусства предстала хотя и сложной, но наиболее интересной и значимой темой для исследования. Попытаемся аргументировать это положение.
Как известно, проблема национального своеобразия искусства во все времена являлась актуальной, периодически лишь изменяя уровень своей злободневности и остроты.
В этом смысле можно сказать, что мы являемся свидетелями непростого, а, возможно, и поворотного периода в мировой истории национальных культур. Процессы их ассимиляции, так активно проявившие себя в конце XX века, в настоящее время приобрели глобальные масштабы. Общественно-политические, культурные и технические предпосылки этого явления очевидны так же, как очевидны и позитивные стороны
ограничению рассматриваемого материала и обусловило необходимость тщательного отбора примеров и доказательств, приводимых в работе.
Так, например, во втором разделе первой главы мы рассматриваем лишь некоторые, основные, на наш взгляд, составляющие элементы национального стиля польских композиторов; во второй главе сосредотачиваемся на наиболее видных фигурах истории польского пианизма, на наиболее поворотных ее моментах. Также в композиторской школе мы выделяем, как неоспоримо выдающееся явление, творчество Шопена и, вслед за ним, - К.Шимановского как имеющее значительные фортепианные достижения.
Обращение же к творчеству польских композиторов конца XX века, не содержащему специфически фортепианной направленности, продиктовано скорее желанием «дорисовать картину» национальной музыки, даже выйдя за установленные временные рамки, дополнить се несколькими примерами современной трактовки инструмента.
В этом же ракурсе следует воспринимать и приводимые в исследовании сравнения с другими национальными школами: они не являются самоцелью, а лишь призваны оттенить основные положения работы. В этом смысле, объяснимо, на наш взгляд, обращение, в качестве сравнения, к «русскому Шопену» в исполнительстве как наиболее рельефно выраженному и столь же значительному, как и польское, явлению мирового шопенизма.
И последнее, важное, примечание: говоря о национальной
принадлежности какого-либо композитора или исполнителя, мы имеем в виду не его национальность, а школу, культуру страны и народа, представителем которого он является.
ГЛАВА I
ПОЛЬСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В АСПЕКТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
1. Национально-психологические факторы «польского романтизма» и их выражение в музыкальном творчестве
Национальная культура Польши - значительное явление мирового масштаба, вызывающее, в частности, непреходящий интерес яркой самобытностью своего художественного творчества.
Известно: своеобразие любой национальной культуры имеет глубокое обоснование в психологическом строе нации, который определяет особенности ее языка, быта, нравов и т.д., в том числе - и искусства. Об этом пишет М.Смирнов: «В искусстве разных стран и народов встречаются во многом общие темы, вечные проблемы, сходные устремления. Однако формы их выражения, степень и соответствие чувств, эмоций в общем их спектре неравнозначны. Возникающие различия, градации и составляют необычность каждой национальной школы, каждого типа национальной экспрессии»1.
Изучение проблемы национального своеобразия искусства требует, таким образом, определенного «погружения» в сферу национальной психологии. По мнению того же автора: «...мы должны пристальное внимание сфокусировать на изучении психического склада народа... В первую очередь речь, очевидно, пойдет об эстетических идеалах, способе эмоциональной реакции на мир, закономерностях мышления, чувствований, логики психологического развития»2.
1 Смирнов М. Русская фортепианная музыка. М.. 1983. С.6.
2 Там же. С.7.