Ви є тут

Специфика ритма в корейской традиционной инструментальной музыке

Автор: 
Чжон Сан Ил
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172843
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................... 3
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕИ....................................... 8
1.1. Древний период.................................... 9
1.2. Период корейского средневековья................... 21
1.3. Период нового времени............................. 45
Глава 2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РИТМА В КОРЕЙСКОЙ
ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКЕ........................................ 67
2.1. Особенности взаимовлияний корейской и китайской культур:
Д музыкальный инструментарий................................. 67
2.2. Классификация корейской традиционной музыки....... 79
2.3. Проблема ритма в теоретических трудах корейских авторов ... 93 Глава 3. РИТМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ КОРЕЙСКОЙ
ТРАДИЦИОННОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ................................ 110
3.1. Базовые ритмические структуры.............................. 111
3.2. Ритмические структуры, характерные для различных жанров
д музыки.............................................................. 129
3.3. Современные приемы структурирования инструментальных произведений: проблема соотношения мелодии и аккомпанемента 170
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................... 182
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................... 185
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................... 195
т
**
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к культуре стран Азиатско-тихоокеанского региона определяется целым рядом факторов. Среди них можно назвать самобытность, многогранность, высокий уровень развития культуры, но также непреходящее значение традиционной культуры, которая, как правило, удивительным образом сохраняется в этом регионе.
Традиционное искусство Кореи отличается, в первую очередь, глубоким уважением к наследию предков, способностью сохранять и передавать творческий дух корейского народа. В основе корейского искусства всегда лежало почитание природы, ее законов, умение человека жить в гармонии с окружающим миром. И в этом огромная роль всегда принадлежала музыке.
Корейская традиционная музыка настраивает на спокойствие и умиротворенность. Тон национальной музыки отличается мягкостью и торжественностью, степенностью и простотой. Это становится возможным благодаря многим факторам, в ряду которых ритм занимает ведущее место.
Первопричиной степенности является то, что корейцы придают боль-шое значение дыхательным процессам и там, где западная музыка, базирующаяся на ритме сердца, может звучать энергично, живо и динамично, корейская традиционная музыка, основанная на глубоком дыхании, остается спокойной, сбалансированной и медитативной. В полной мере это относится к придворной музыке, однако народная музыка отличается удивительной гармоничность и настроенностью на положительные эмоции.
Корейская традиционная музыка имеет многие черты, сходные с национальной музыкой Китая и Японии. Однако, несмотря на некоторые общие культурные корни, музыка Кореи имеет ряд отличительных признаков. В ряду этих признаков ритмическая организация занимает одно из ведущих, если не самое главное место. Специфика ритма настолько очевидна, что до сих пор усилиями многих исследователей ведется поиск и накопление фактов, относящихся к способам организации ритма в КТМ. В первую очередь слё-
Считается, что буддизм является самой древней мировой религией. Он возник в середине I тыс. до н. э. в Индии, но, пережив там расцвет, укоренился в сознании и практике других регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока. Наибольшего расцвета буддизм достиг после воцарения в Корее в X в. династии Коре и сделался своего рода государственной религией.
В буддизме закладывается один из первых принципов, характерных для всех мировых религий - обращение с проповедью ко всем людям, независимо от их этнического социального происхождения. Ядром учения становятся "четыре благородные истины":
1. Страдание есть универсальное свойство человеческой жизни. Оно охватывает все без исключения ее стороны и этапы: рождение, старость, болезни, смерть, стремление к обладанию вещами и их потеря - все проникнуто страданием.
2. Существует причина человеческих страданий. Это, с одной стороны, объективное и безначальное движение дхарм, создающее бесконечные спады и подъемы, - волнение "океана жизни". Для человека этот процесс есть бесконечное перерождение (сансара) и претерпевание как действие прошлых рождений на настоящее и будущее в виде морального воздаяния (карма). По-, этому, с другой стороны, причиной страданий является безмерная привязанность человека к жизни, к удовлетворению своих чувственных страстей.
3. Страдания можно прекратить еще в настоящей жизни. Поскольку человеческое желание, согласно буддизму* охватывает фактически все эгоистические мотивы человеческой деятельности в стремлении весь мир "сделать своим", то выход - не в подавлении воли или ее "переключении" с одного естественного объекта на другой. Воля должна быть направлена внутрь, на отвращение нашего "Я" от предметов внешнего мира, на разрушение как эго привязанности и к миру, так и главной иллюзии внутренней жизни человека — абсолютности его "Я".
4. Есть путь избавления от страданий. Это - восьмеричный путь, ведущий к нирване (угасанию, преодолению круга перерождений как высшей цели). Этапы пути:
• правильная вера - признание четырех благородных истин как фундаментальной основы внутреннего совершенствования;
• правильная решимость как отказ от дурных намерений, вражды к близким и т.п.;
• правильная речь - результат правильной решимости, воздержание в речи от лжи, клеветы, оскорблений и т.п.;
• правильное поведение как отказ от причинения зла всему живому, воровства, удовлетворения дурных желаний;
• правильный образ жизни - обеспечение своих потребностей честным трудом;
• правильное усилие - постоянное вытеснение дурных намерений и идей и замена их на добрые; •
• правильное направление мысли - взгляд на вещи, подлежащие вытеснению из сознания, как на чуждые и чужие, а не как на "мои", неразрывно ■ связанные с "Я";
• ‘ правильное сосредоточение - принятая в йоге психотехника, ведущая к
нирване, "обузданию мысли и чувства", когда окончательно преодолеваются привязанности и страсти, суетные и греховные отношения к миру.
Буддизм устраивал правителей во.многих отношениях. Восьмеричный путь будды включал целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться нравственным очищением человека. Буддийский путь был серединой не только между аскезой и распущенностью, но и между интеллектом и поэтическим чувством. Рассудочные натуры могли усваивать и развивать принципы буддизма в строго логической форме, а поэтически настроенные- отбрасывать философию и брать из "благородного молчания" то, что им подсказывало сердце и вообра-