ОГЛАВЛЕНИЕ I ТОМА
Введение ....................................................... 3
Глава 1. Циклические формы неизменяемых песнопений литургии »каменного распева
§1. Временна* организация певческого плана литургии...............39
§2. Циклы строк в неизменяемых песнопениях литургии...............48
§3. Пссжшсяия-ииклы...............................................72
Глава 2. Этапы бытования песнопений лиіурпік знаменного распева................................................................КМ
§1. Раздельноречная краткая редакция литургии II ПОД. XVI в......105
§2. Ралдедьноречиые редакции литургии конца XVI - 1 пол. XVII в....124 §3. Пореформенная новая истинноречная редакция литургии II пол.
XVII*. - нач. XVIII в.................-........................ 136
§4. Старообрядческая редакция литургии конца XVII - XX в.
4.1 Формирование старообрядческой киши “Обсдница”...............154
4.2. Современная интерпретация знаменных песнопений литургии в
старообрядческих общинах....................................... 162
§5. Динамика певческого канона литургии ........................190
Заключение.................................................... 197
Список рукописных источников ................................. 201
Список обслслованных общин................................... 205
Список фонограмм.............................................. .206
Ьиблиотрафия ............................................... 207
3
Ввсжннс
Название темы исследования подчеркивает необходимость выявить значение категории пространства и времени *хтя анализа именно богослужебных песнопений в отличие от объекта академического музыкознания. Введение этих универсальных категорий обусловлено спецификой данного материала. Песнопениям знаменного распева как объекту научного исследования присуща особого рода двойственность, которая не раз, особенно в последние годы, отмечалась музыковедами. Наиболее концентрированно эта мысль выражена В.И.Мартыновым, который сообщает об исполнении песнопений следующее: “...если в музыке мы имеем один уровень усилий, направленных на организацию звукового материала, то в богослужебном пении мы имеем два уровня усилий, ибо здесь уровню усилий, направленных на организацию звуковою материала, должны предшествовать усилия, направленные на преобразование сознания” [91, с. 13). Согласно этому высказыванию. в богослужебном пении не исключается наличие выразительных средств и компонентов ткани, внешне подобных ЧИСТО музыкальным: мелодии, ритма, темпа, тембра, динамики и прочих. Однако, они не могут быть самодовлеющими при организации форм песнопений, музыкально-певческого ряда и целостного богослужения, подчиненных смыслу молитвословных текстов, церковному Уставу и системе канонических предписаний.
Изучение каноничности певческих памятников названо одной ИЗ важнейших задач современного музыкознания (9| — показательно. что такой взгляд сформулирован, в том числе, и в первой работе, посвященной литургии знаменного распева [124]. Для решения этой проблемы сегодня безусловно признан перепек-
2$
При восприятии статики (в т.ч. повторов) музыкальной композиции неоднозначной становится трактовка термина “музыкальное событие". У Г.Орлова термин “событие” “предполагает неожиданность, сдвиг, и поэтому падение заинтересованности в результате многократных восприятий можно прслстав1пь как уменьшение степени неожиданности, увеличение энтропии “сообщения": то. что воспринималось как "событие”, перестает быть им” (НО, с.6]. Быстротечность перцептуального времени в этом случае связывается с предельной заинтересован -ностью. а его замедление — с падением или “рассредоточением” интереса. Взгляд, подобный этому, отражен в типологии качеств повторности в знаменных песнопениях Н. Б. Захарьиной. Усложненная. т.е. не буквальная, а фрагментарная повторность характеризуется сю как не вполне циклическая, она “концентрирует внимание, заставляя вычленять отдельные повторяющиеся фрагменты. насыщает время музыкальными событиями" [52. с.165|.
Однако, можно отметить, что при восприятии статических композиций замедление и остановка времени вызывается не отсутствием событий, а изначальной нацеленностью этой музыки на процесс созерцания: статический тип композиции часто называют также медитативным. В пределах реального времени и пространства такой тип «форм действительно может характеризоваться микроизменениями звуковой ткани, но на другой координате — перцептуальной — напротив, при замедлении времени иметь максимальную смысловую наполненность
В СВЯЗИ с этим следует отметить двусторонний облик времени статических композиций: со стороны оно воспринимается замедляющимся (при восприятии, ограниченном лишь чувственным слушанием), тогда как на деде оно может протекать почти
29
мгмопснно (при полной погруженности do "внутреннее время” музыки). Не случайно в фольклорных мотивах, повествующих об остановившемся времени, указываются контрастные величины реального и внутреннего времени (например, сто лет и несколько минут). Таким образом, в зависимости от особенностей формообразования под "музыкальным событием" можно подразумевать не только пронсхоляшес в хронометрической реальности и воспринимаемое в определенный момент, но и то, что трудно объять чувственным слухом — границы разделов формы и оформление целостной композиции, тем нс менее, способной представать перед внутренним слухом одномоментно (симультанно).
Г.Орлов приводит следующие высказывания композиторов об этом феномене: “Существеннейший, не поддающийся определению момент сжатия и исключения времени в осознании музыкального целого не раз интриговал музыкантов: "слышу его в воображении вовсе не олно за другим, как это будет звучать потом, а как бы все сразу". — с изумлением писал Моцарт о сочиняемом произведении. “Внутренний слух, — замечал Вебер, — обладает удивительной способностью схватывать и охватывать целые музыкальные построения... одновременно слушать целые периоды, даже целые пьесы" (цит. по: 111, с.369].
Несомненно, в сравнении с предшествующими периодами формообразование в музыке XX века открыло широкие “ресурсы” перцептуального времени. И отнюдь нс случайно музыкальные стили, отрицающие законы недавнего прошлого, стали носить названия с приставкой “не©", т.с. использовать для выражения современных идей средства далеких эпох. Внимание к формированию перцептуального времени было свойственно веем каноническим культурам, какими являются культовая музыка, фольклор и
- Київ+380960830922