ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................:........................................... 3
Глава I. Содержание изменений в системе средств
художественной выразительности музыки................................. 16
1. Музыкальная эстетика и теория музыкознания
о средствах выразительности музыки.................................... 16
2. Культурно-типологические аспекты
исторической трактовки тембра......................................... 37
Глава П. Инструментовка как теоретическое понятие................... 55
1. Организация тембров — важная функция инструментовки................ 55
2. Творчество, ремесло, интерпретация и перевод....................... 78
Глава Ш. Роль и негру ментовки
в оркестровой духовой музыке......................................... 102
1. Переложение для духового оркестра
как интерпретация и перевод.......................................... 102
2. Возрастание значения тембра
в современной духовой музыке........................................ 126
Заключение........................................................... 150
Библиография........................................................ 157
Приложение............................................................ 173
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. С 1970-х годов у отечественных специалистов в области духовой музыки наблюдается повышенный интерес к изучению инструментовки для духового оркестра. Это диктовалось потребностями практики развития духовой музыки, оркестрового исполнительства, обучения дирижеров и оркестрантов. Теория инструментовки, одна из относительно молодых отраслей музыкознания, вступила на новый этап своего развития, который был связан с переосмыслением направленности этой дисциплины и, соответственно, с расширением ее предмета.
Первоначально теория инструментовки мыслилась в основном как составная часть учения о композиции и была направлена прежде всего на потребности обучения молодых композиторов секретам мастерства. Такой направленности отвечала . историческая логика трудов но инструментовке, где рассматривались большей частью эмпирические проблемы воплощения композиторского замысла в оркестровой ткани, драматургии произведения, формообразовании, оркестровых стилях.
Постепенно в теории инструментовки становилось все более ясным, что кроме технологических проблем, существуют также значимые проблемы, связанные с общими вопросами развития музыкального искусства. Решение этих вопросов естественным образом связывает инструментовку с теоретическим и историческим музыкознанием, эстетикой, культурологией. Изучение же эстетических, культурологических, теоретико - и историко-музыковедческих проблем нацелено уже не только на обучение композиторов, но, возможно, в еще большей степени необходимо для дирижеров, музыкантов-исполнителей,
3
норм, возникшая в процессе общения людей, коммуникативная система, служащая информационной основой для становления человека, как вида.
Речь означает обладающее определенным смыслом высказывание, использующее символы и знаки, сложившиеся в языке. Он конкретизируется в речи и в ней возникает.
Язык существует, бытует как речь: вне речи он может существовать только потенциально, как «мертвый язык», хранящийся в текстах.
Понятие художественные средства, материал и язык искусства, художественная речь, отражающие взаимодействие разных эстетических традиций — реалистической эстетики и семантических концепций — не противоречат друг другу, но вносят в понимание искусства важные акценты. Их взаимодействие помогает раскрыть необходимость не только гносеологически-ориентированных теорий, но и тех, что несут преимущественно коммуникативный смысл, обращены к возможностям и содержанию человеческого общения. Использование тех и других категорий в их взаимодополнении позволяет глубже понять выразительные средства музыки, музыкальный язык в историческом развитии, ощутить их как результат культуротворческой деятельности человека, музыкальной среды, общества, где складываются и функционируют данные конкретные музыкальные образцы. Они раскрывают потенциал музыки как важнейшего средства общения, позволяющего человеку и в сложных, часто конфликтных ситуациях современного мира надеяться на взаимопонимание и конкретно достигать его.
Со своей стороны теоретическое музыкознание в СССР, как показывает анализ работ отечественных специалистов, не только не оставалось глухим к поискам новых концепций в эстетике, по и во многом подталкивало, инициировало их появление. Теория выразительных средств в музыке долгие годы разрабатывалась усилиями многих известных ученых-исследователей (Ю. Н. Тюлиным, В. А. Цуккерманом, Л. А. Мазелем, Е. В. Назайкинским, В. В. Медушевским и другими). К примеру, в сборнике «Интонация и музыкальный образ» (119), г де бы-
23
ли опубликованы доклады, прочитанные на международном семинаре в Праге летом 1963 года, одной из наиболее весомых остается статья Л. А. Мазеля «О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки». В ней содержалось много нового для тех лет: говорилось о необходимости использования музыковедами достижений структурной лингвистики, теории информации; обращено внимание на коммуникативные качества музыки, се способность становиться средством воздействия на слушателей. Это — одна из первых статей, где в системной форме были представлены контуры теории выразительных средств музыки, сделан ряд важных замечаний и выводов, которые разрабатывались впоследствии и самим Л. А. Мазелем и другими учеными. Так, для музыковедов важной была идея сравнения исходных возможностей звукового материала, коренящихся в природе акустики звучания, и элементов музыкального языка (синоним выразительных средств), сложившихся на их основе. Из нее следовало, например, что возможности тембровых характеристик по самой своей природе апеллируют к качественным сравнениям, тогда как сила (громкость) допускает возможность количественных, то есть точных соотношений, а высотные и временные соотношения звуков позволяют использовать одновременно количественные и качественные критерии. Сравнением различных возможностей элементов музыки (по степени их ор1днизованности, соотнесенности с жизненными прообразами, по характеру воздействия на человека, по степени специфичности для музыкального искусства, по их потенциальным возможностям служить в качестве средств выразительности). Открылась целая программа исследования средств выразительности музыкального языка. Благодаря высокой степени конкретизации, она действительно была определена в отечественном музыкознании. В результате исследовательской работы подробно отслежены и изучены г армонические, ритмические, громко-стно-динамические, тембровые и другие характеристики музыкального языка. Исследования такого рода составили целый пласт музыковедческих знаний. По сути, работа по данной направленности ведется до сих
24
- Київ+380960830922