Ви є тут

Клавесин в России. К проблеме национальной идентификации

Автор: 
Демченко Ольга Александровна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
180
Артикул:
133821
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................3
Глава первая. Распространение клавесина в России
1.1. История клавесина в Европе...............................36
1.2.. Бытование клавесина в конце XVI и в XVII столетии.......43
1.3. Клавесин в обиходе России XVIII века.....................51
Глава вторая. Клавесин в музыкальной жизни России XVIII века
2.1. Клавесин в придворной музыкальной жизни..................70
2.2. Клавесин в любительском музицировании и образовании......79
2.3. Произведения русских авторов для клавесина...............94
Глава третья. Клавесин в отечественной музыке второй половины XX века
3.1. Аутентизм и клавесин как предмет дискуссий...............105
3.2. Тембр клавесина в современном композиторском творчестве 125
Заключение....................................................139
Список литературы.............................................147
Приложение 1....................................................155
Приложение II...................................................162
Приложение III..................................................172
Приложение IV........................................................175
2
Введение
Тема данного исследования возникла на волне пристального исполнительского и слушательского интереса к старинной музыке, который наблюдается в нашей стране в последние годы. Охватывая постепенно всё более широкое репертуарное поле, отечественные исполнители-аутснтисты не так давно стали обращаться и к музыке, созданной в XVIII столетии в России. Именно созданной в России, поскольку музыкальное пространство той эпохи складывалось в первую очередь из произведений иностранных авторов, пребывавших в России, и лишь затем, к последней четверти века, к ним добавились первые опусы русских композиторов. Сосуществование европейского и русского элементов в репертуаре рассматриваемого периода находит отражение в практике современных исполнителей, открывающих этот культурный пласт.
Проработав архивные материалы, санкт-петербургский «Оркестр Екатерины Великой» представил, с одной стороны, сочинения зарубежных композиторов XVIII века, так или иначе связанных с Россией (А. Тиц, Дж. Паизиелло, Ф. Арайя, Б. Галуппи, Л. Мадонис, И. Ярмович), и основателя русской скрипичной школы И. Хандошкина - с другой. В сходном направлении работает другой петербургский коллектив - «Musica Petropolitana-», записавший четыре диска, по которым можно составить достаточно полное представление о музыке, бытовавшей в России в XVIII веке. Приведём содержание этих дисков: «Music for the Tsar» (Porpora -Concerto for cello and strings; Sarti - Sonata for flute and cembalo; Manfredini -
3
исследования. Как видим, этих публикаций очень немного, некоторые из них М01уг приниматься в расчёт только с известными допущениями и критическими комментариями. В целом, данный свод научной литературы пока что далёк от того, чтобы дать полноценное освещение интересующих вопросов.
Следовательно, степень изученности проблемы оказывается пока что явно недостаточной. Сказанное лишний раз подтверждает актуальность избранной темы и необходимость исследования в данном направлении.
Попутно имеет смысл сделать пояснительное замечание, уточняющее соотнесённость названия и содержания исследования. Использование слова клавесин в заглавии не означает, что речь не пойдёт о других старинных клавишных инструментах, бытовавших в России в XVI—XVIII веках -клавикорде, спинете, вёрджинеле. Объединив перечисленные инструменты термином клавир, мы повторили бы ошибки предшественников и внесли бы явные неточности. Поэтому при необходимости в каждом конкретном случае уточняется, какой из инструментов имеется в виду.
* * *
В силу многоликости рассматриваемых в предпринятом исследовании вопросов его методологическая база потребовала обращения к различным инструментальным принципам и подходам.
Рассмотрение явлений, располагающихся в двух столь разных хронологических зонах (конец XVI - XVIII век и вторая половина XX столетия), вызвало необходимость применения метода дискретного исследования. Для изучения клавесина, как объекта, внутри каждого из этих исторических периодов оказалось естественным привлечение контрастных подходов. Характер исходного материала Главы первой и Главы второй предопределил выбор индуктивного метода, когда от общеисторических аспектов смысловое движение идёт к конкретным примерам первых русских сочинений для клавесина. И, напротив, содержание Главы третьей
17
повлекло за собой востребованность дедуктивного подхода, при котором на основании аналитических обзоров отдельных произведений с участием клавесина делаются обобщения по поводу магистральных направлений отечественной композиторской мысли в связях с этим инструментом. Соответственно, основу методологии для Главы первой и Главы второй составляет исторический метод, а для Главы третьей — музыкальноаналитический.
К общим для всей работы методологическим принципам можно отнести контекстуальное изучение с привлечением всех необходимых культурологических, общехудожественных и музыкально-аналитических данных и комплексный анализ, состоящий в том, что изучаемые явления рассматриваются по нескольким параметрам: от социально-исторических сторон вплоть до чисто музыкальных.
Кроме того, используются приёмы социологического, системного и стилевого анализа. И во всех случаях приоритетным остаётся компаративистский подход, позволяющий с помощью сравнения выявлять общее и особенное, сходство и различия в исторических явлениях, ступени и тенденции их развития, а также рассматривать интернациональные связи, отношения и взаимовлияния.
Научная новизна работы определяется следующими позициями:
- впервые реконструирована целостная панорама развёртывания клавесинной культуры в России;
- в системно-комплексном охвате рассмотрены все сосгавляющис клавесинного искусства (от материально-технических до идейно-образных);
- сравнительному анализу подвергнуты творческие характеристики двух эпох развития клавесинного искусства (вторая половина ХУНГ века с его предысторией, начиная с XVI столетия, и вторая половина XX века);
- смысловым стержнем проведённого исследования стала впервые вводимая в обиход отечественного искусствоведения проблема национальной идентификации.
18