Ви є тут

Песенная культура Аш-Шайгия

Автор: 
Салах Ад-Дин Мухаммад Хассан
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1985
Кількість сторінок: 
154
Артикул:
134222
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
В В Е Д
ГЛАВА I
ГЛАВА П
ГЛАВА Ш 3 А К Л Б И Б Л
стр,
Е Н И Е............................................ 3
. ПЕСЕНШЕ ЖАНРЫ аш-ШАИГИЯ......................... 14
Песенный фольклор............................... 15
а/ Аганн аль-’акал /Трудовые песни/............. 16
б/ Аганн ат-тукус аль-усарийа /Семейно-обрядовые песни/............................... 18
в/ Аганн аль -аб аль-атфал /Детские игровые песни/..................................... 33
г/ Аль-агани дл-динийа /Религиозные песни/. 35
д/ Лирические песни /ад-добейт, ар-рававис,
аганн ан-Нил, Лейлина/....................... 53
Народно-профессиональная музыка................. 57
. ОСОБЕННОСТИ ИНТОНАЦИОННОГО СТРОЯ И ЛАД00Б-РАЗОВАНИЯ...................................... 65
а/ Образно-интонационный строй.................. 67
б/ Ладообразование.............................. 95
. РИТМИКА ПЕСЕН аш-ШАЙГИЯ......................... НО
ЮЧЕНИЕ........................................... 137
И О Г Р А $ И Я.................................. 142
3
ВВЕДЕНИЕ
Демократическая Республика Судан - самая крупная по территории (2,5 млн.кв.км) страна Африканского континента. К настоящему времени население Судана 20 млн.человек и составляют его свыше 600 племен, говорящих более чем на НО языках. Судан - одно из самых молодых государств Африки, в 1956 г. завоевал независимость и стал на цуть некапиталистического* социального развития. В последние десятилетия в ходе индустриализации и модернизации производственных сил страны постепенно теряют свое значение господствовавшие веками в социальной структуре общества родоплеменные и феодальные отношения, хотя некоторые родоплеменные традиции с разветвленной сетью религиозных обрядов, верований и ритуалов, все еще сильно сказываются в общественно-политической и культурной жизни страны. Поэтому и решение проблем культурного строительства молодой республики невозможно без учета и изучения племенных традиций, уходящих своиш корнями в глубокую древность.
Формирование ранней государственности на территории Судана и возникновение развитых культурных очагов происходили в основном на Севере страны, в долине Нила, непосредственно граничащей с Древним Египтом. Именно здесь в третьем тысячелетии до н.э. образовалось государство Куш /Древний Судан/, которое просуществовало
* Судан, ранее избравший социалистическую ориентацию, в последние годы отошел от нее. Специфика некапиталистического развития, в отличие от социалистического, заключается в том, что в стране пока не существует таких важнейших принципиальных факторов, играющих решающую роль в построении социализма, как власть рабочего класса, руководство марксистско-ленинской партии, полная италистических отношений. Более подробно об этом
- 14 -
ГЛАВА I ПЕСЕННЫЕ ЙАНШ АШ-ШАЙГИЯ
Как одна из важных форм общественного сознания, музыкальнопоэтическое искусство аш-411айгия всегда отражало социально-куль-турцую историю племени во всей ее глубине. Его жанровое разнообразие прямо обусловлено различными аспектами общественной жизни-
•/
трудовыми процессами, религиозными ритуалами, свадебными обрядами, семейными и общественными церемониями и пр.
В музыке аш-Шайгия отсутствуют в самостоятельном виде развитые инструментальные жанры, поэтику «музыкальное искусство в целом предстает как вокальное и вокально-инструментальное, развивающееся во взаимодополнении и взаимообусловленности двух пластов - фольклор» и народно-профессионального.
Воссоздание картины исторического становления и развития нарюдно-профессиональной музыки аш-Шайгия, как и история музыкальной культуры всего Судана, из-за отсутствия письменных источников и других убедительных сведений, затруднительно. Однако, исходя из общеизвестных положений о становлении профессионального искусства, а также из собственных наблюдений над современной «музыкальной культурюй Судана, можем утверждать, что «музыкальный фольклор всегда был и остается поныне прочным фундаментом для жанров народно-профессиональной музыки. С другой стороны, в музыкальном искусстве аш-Шайгия отчетливо прослеживаются исторические процессы «музыкальной транскультурации между арабо-исламским миром и африканскими племенными культурными традициями. Удобное территориальное р»сположение аш-Шайгия на стыке двух цивилизаций, географические и климатические условия благоприятство-
- 15 -
вали развитию культуры на основе синтеза различных традиций. Синтез традиций наглядно отразился также в музыкальном инструментарии аш-Шайгия, который всегда обогащался музыкальными инструментами других племен и народов Судана. Кроме инструментов, распространенных в других племенах Судана /например, танбура, нуггара, даллука, бунхуз, ригг, кашакиш, аттар, аш-шатам, ан-науба, ан-нихас, ад-дарабука, ат-табл, ад-дангир/, здесь бытуют и такие, которые характеризуют специфику музыкального инструментария только аш-Шайгия /например, ад-далеб/. Более подробно см. Приложение 2/. Однако инструментальные произведения в самостоятельном виде не получили распространения у аш-Шайгия, и искусство племени сложилось как песенное.
В настоящей главе мы попытаемся представить общий обзор самых различных жанров песенного искусства аш-Шайгия, охарактеризовать различные формы бытования песенного фольклора в тесной связи с общественной жизнью племени, вьщелить некоторые особенности народно-профессиональной цузыки.
Песенный фольклор племени аш-Шайгия представляет собой вид синкретического искусства, в котором органически взаимодействуют пение (сольное и хоровое), инструментальное сопровождение, магические обрядовые действия и другие атрибуты. В нем нашли художественное отражение различные стороны общественного быта, повседневной жизни племени. При всем богатстве его тематики, жизненности образов и огромном жанровом разнообразии, песенный фольклор аш-Шайгия, как и других народов (в частности узбекских песен по классификации советского ученого Ф.М.Кароматова) может быть разделен на две группы:
I. Песни, исполняемые в определенное время или при определенных обстоятельствах;