Ви є тут

Многослойность художественного пространства балетного театра Р. Щедрина

Автор: 
Михайлова Екатерина Николаевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
191
Артикул:
133796
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..............................................................3
I Глава. Факторы многослойности художественного пространства балетов Щедрина
1.1. Многослойность сюжетных источников ........................... 11
1.2. Роль символов в балетах.........................................35
1.3. Константные черты драматургии балетов...........................57
II Глава Методы формирования многослойного художественного пространства
2.1. Метод работы по моделям.........................................70
2.2. Метод монтажа.................................................. 95
Заключение..........................................................139
Список литературы...................................................159
Приложения
Приложение 1: Нотные примеры........................................175
Приложение 2: Схемы.................................................188
2
Введение
Актуальность исследования. Популярность хореографических опусов Р.Щедрина, продолжительность их сценической жизни, связанной с именами известных балетмейстеров, режиссёров, художников, исполнителей (М.Плисецкой, А.Алонсо, В.Левенталя, Б.Мссссрера, П.Кардена и других), обусловлены высокой художественной ценностью произведений композитора. Его балеты органично вошли в искусство второй половины XX столетия, отразив черты, свойственные современному театру: полистилистику, интсртекстуаль-ность, многоплановость структуры. Созвучие художественным исканиям эпохи при ярко выраженной творческой индивидуальности очерчивают важность изучения балетного театра композитора. Отражающие многие тенденции культуры, взаимодействующие с явлениями современного искусства и прошлых эпох, балеты Щедрина отличает широкое художественное пространство, что определяет актуальность их рассмотрения в ракурсе, избранном в исследовании.
Столь значимые для балетного театра второй половины XX века, хореографические опусы композитора не могли не вызвать многочисленных откликов в рецензиях, статьях, монографиях. В отзывах на их премьерньте спектакли затрагиваются вопросы музыкально-хорсофафической драматургии, сценографического воплощения известных сюжетов. В монографиях В.Комиссинского («О драматургических принципах Р. Щедрина»), И.Лихачёвой («Музыкальный театр Родиона Щедрина»), М.Тараканова («Творчество Родиона Щедрина»), рассматриваются особенности музыкальной драматургии балетов композитора; работы А.Демченко и М.Черкашиной, опубликованные в сборнике «Родион Щедрин. Материалы к творческой биографии», освещают жанровые особенности его сочинений и эволюцию его балетного творчества; в диссертации С.Наборщиковой «Интерпретация литературного произведения в балете» очерчиваются проблемы трактовки сюжетных источников в его хореографических сочинениях. Многоаспектный подход к музыке композитора представлен в монографии В.Холоповой «Путь к центру. Родион Щедрин», освещающей особенности стилистики творче-
3
ческой трактовкой существует и иное, прямо противоположное суждение, исходящее из happy end, корреспондирующее эпиграфу («Мне отмщение, и аз воздам»). Смысл такого прочтения в том, что смерть Анны возвращает гармонию в бытие всех персонажей романа - Вронского, Каренина, а также сына Анны, с которого снимается пятно «бесчестия» матери14.
Неоднозначность трактовки образов литературного источника проявлена в балете, что придаёт ему смысловую многоплановость (контрастные концепции в хореографической версии «Анны Карениной», отсылающие к мифоритуальной логике, рассмотрены во втором разделе главы).
При переводе чеховской пьесы в хореографический жанр, композитор старался уловить тонкие нюансы поэтики драматурга: «В “Чайке” для меня был особенно важен невидимый этаж страстей человеческих» [108, 25]. Совместная работа очень разных по творческим ориентирам художников15 привела к сложному сплаву - совмещению открытой трагедийности с символико-импрессионистической манерой и с романтическим парением. Либреттисты, по мнению В.Холоиовой, обнажили в замысле Чехова его главную подоплеку — идею всеобщей безвыходности.
Среди сюжетных мотивов пьесы в балете ведущими оказываются «борьба за идею» (творческая устремленность молодого поколения в противовес рутинному старому искусству), а также тема безвыходности (атмосфера реальности, отчуждённой от идеалов творческой личности). Этим объясняются особенности сценографического решения спектакля, совмещающего три уровня сцены (постановки Треплевской пьесы, Интермедий с провалом чеховской постановки), уникальные свойства музыкального ряда (введение птичьего «крика» в парти-туру, олицетворяющего собой «нс только трагедию безысходности и гибели, но зов вечной жизненной стихии» [174, 47J).
Таким образом, свойства сюжетных источников балетов определяют возникновение качества многослойности художественного пространства спектак-
14 В балете отразилась тенденция, свойственная хореографическому жанру уже с 50-х годов и выраженная, по словам Ю.Григоровича, «в попытке вникнуть в психологию, которая обусловила новый тип спектакля, его танцевальный и поэтический язык, метафизическую и философскую неоднозначность». 143, 37].
15 Щедрин с Лсвснталсм создали либретто, Плисецкая выступила в роли балетмейстера.
18
лей. Наличие дополнительных сюжетных мотивов приводит к обогащению се-миосферы балетов, образуя новые сюжетно-образные слои-уровни. Рассмотрим каждый из дополнительных уровней текстовых источников, формирующих пространство балетов.
7.1.2. Дополнительные сюжетные шиты и их отражение и художественном пространстве балетов Щедрина.
В художественном пространстве балетов Щедрина обнаруживаются дополнительные сюжетные линии, порой не содержащиеся в основных источниках. В результате диалога этих дополнительных сюжетных субтекстов с основными источниками фабулы балетов, смысловое поле спектаклей Щедрина обогащается новыми ракурсами, образуя интсртекстуальныс связи с иными художественными произведениями. При этом Щедрин и создатели премьерных постановок его балетов в своих трактовках вступают в диалог с этими прочтениями, «явно или не явно полемизируя с ними или соглашаясь» [110, 15].
Рассмотрим дополнительные сюжетные субтексты балетов Щедрина, а именно: предшествующие балетным трактовки аналогичных фабульных планов в других произведениях, сферу прототипов сюжетных источников, глубинные мифологические истоки, так или иначе отражающиеся в пространстве исследуемых хореографических спектаклей.
7.7.2.1. Отражение а балетах Щедрина предыдущих трактовок аналогичных
сюжетных источников Предрасположенность сказочного по тематике «Конька-горбунка» Ершова к музыкальной и хореографической интерпретации определила интерес к этому сюжету композиторов, режиссёров, художников, мультипликаторов. Одним из наиболее известных произведений на этот сюжет явился одноимённый балет Ц.Пуни, долгое время пользовавшийся большой популярностью16. Музыка этого произведения, дансантная по своей природе, несмотря на стремление насытить
16 Хореограф Артур Сен-Леон, премьера состоялась 1864 г.
19