Ви є тут

Народные музыкальные инструменты мари : Традиции и современность

Автор: 
Герасимов Олег Михайлович
Тип роботи: 
Традиции и современность
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
43
Артикул:
1000336727
179 грн
Додати в кошик

Вміст

На правах рукописи
ГЕРАСИМОВ Олег Михайлович
НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МАРИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Специальность 17.00.02 — музыкальное искусство
Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора искусствоведения
г. Санкт-Петербург 2000
Работа выполнена в секторе фольклора и искусств Марийского Ордена «Знак помета» научно-исследовательского института им.В.М.Васильева
Научный консультант- доктор искусствоведения
И. В. МАІДИЕВСКИИ
Официальные оппоненты - доктор искусствоведения Г.- Н. И. БОЯРКИН
.--.О' • доктор искусствоведения
в. а. лапин
і у /л л доктор исторических изук
О О 7 / " О ~~ О (С к-Н.САНУКОВ
Ведущая организация- Казанская государственная
консерватория
Защита состоится «___»_______________2000 г. в часов
на заседании Диссертационного совета Д 092.19.01 по присуждению ученой степени доктора искусствоведения при ГНИУК «Российский институт истории искусств» (190000, Санкт-Петербург, Исаакиевская пл.,5).
С научным докладом можно ознакомиться в библиотеке ГНИУК «Российский институт истории искусств» МК РФ, РАН.
Научный доклад разослан «________» 2000 г.
Ученый секретарь диссертационного Совета доктор искусствоведения
Е.В.Герцман
фольклору финно-угорских, тюркских и славянских народов, собственных наблюдениях автора и результатах его непосредственного участия во вновь возрождающихся традиционных народных действах и общениях с исполнителями.
Методологической основой исследования явились теоретические положения, изложенные в трудах К. Закса, Э. Хорнбостеля, Г. Дрегера, Э.Эмсхаймера, выработанные одной из ведущих инструмешговедческих школ основы изучения народных инструментов и инструментальной музыки - Петербургской школы, возглавляемой И.В. Мацисвским, поднявшей этноинструментоведение на уровень современной науки, исследования ведущих этноорганологов II половины XX века (О. Эльшек, Э. Штокман, Р. Галайская, М. Тодоров), а также капитальные разработки финно-угорских этноинструментоведов-Б.Бартока,X.Тампере,И.Тынуриста, Т.Лейсио, Н.Бояркина, П.Чисталева, Я.Эшпая, П.Никифорова.
Исходя из принципиального постулата о том, что традиция познается в ее современном бытовании, ее «живучесть», устойчивость свидетельствуют о степени ее значимости для данного народа, автор на основе имеющегося материала (в том числе архивного, собственно экспедиционного) достаточно подробно рассматривает весь конгломерат еще вполне сохранившегося музыкального инструментария мари. Эю позволило автору впервые на марийском материале разработать метод сравнительного изучения национальных музыкальных инструментов. Ретроспективный их обзор и аналитическое сопоставление с сегодня бытующими музыкальными инструментами выявили довольно интересную картину устойчивости не столько самих инструментов, сколько тех традиций и ритуалов, с которыми они тесно («генетически») были связаны. Притом, сопоставление их с музыкальными инструментами большинства родственных финно-угорских и соседних тюркских народов позволило автору более аргументированно обосновать свою позицию относительно автохтонности или «секундарности» традиционных музыкальных инструментов, определить степень их заимствования, а также уточнить факты проникновения музыкального инструментария мари в быт соседних народов. К тому же историко-сравнительный подход позволяет с известной долей точности определить перспективу инструментального наследия, заглянуть в будущее музыкального бытия народа.
6
Аналитические принципы исследования вытекают из целей и задач, поставленных автором, при этом основным принципом явилась "характеристика каждого отдельно взятого инструмента в системе ему подобных и детальный его анализ в аспектах его морфологии, эргологии и технико-исполнительских особенностей.
Научная новизна исследования:
- впервые народный музыкальный инструментарий мари рассматривается со всей возможной полнотой и с учетом достижений мировой инструментоведческой науки;
- принципиально новым является и решение автором вопроса о звукоряде одного из древнейших аэрофонов мари - шувыр (волынки);
- важным для органологии явилось решение диссертантом проблемы иерархии трех марийских натуральных труб;
- впервые осуществлена многоаспектная критика существующих источников по марийским народным музыкальным инструментам и нотным публикациям.
Зарождение, развитие и бытование народных музыкальных инструментов автор всецело связывает с жизнью народа, его обычаями, ритуалами. Консерватизм языческих норм жизни древних мари во многом объясняет ту устойчивость канонов изготовления музыкальных инструментов (а потому и самих наигрышей), которая наблюдается и по сен день в современном их бытовании, а также и самих норм исполнительства.
Исследование национальных музыкальных инструментов осуществлено автором системно, как предмет самостоятельной науки - этноорганологии в системе мароведения.
Под таким же - системным - углом зрения поднят автором вопрос усовершенствования традиционных музыкальных инструментов мари и выдвинут комплекс предложений по части терминологии новых инструментов.
Практическая значимость, апробация работы По теме исследования автор выступал с докладами на республиканских, всероссийских, всесоюзных, международных теоретических и научно-практических конференциях и семинарах в Таллинне (1977, 1989), Йошкар-Оле (1989, 1990,1997), Санкт-Петербурге (1993, 1996), Алматы (1994), Страконицах (Чехия, 1989).
Материалы и результаты исследования были опубликованы в «Трудах» МарНИИ им. В. М. Васильева, выпусках материалов научных
7