СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................3
ГЛАВА 1
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СВ. АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО И ИХ МЕСТО В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЭСТЕТИКИ.......................20
§ 1. Св. Амвросий - префект и епископ Милана....................20
§ 2. Виды искусства в эстетике св. Амвросия.....................29
§ 3. Св. Амвросий о музыкальном искусстве.......................36
§ 4. Св. Амвросий о значении и функциях искусства...............47
§ 5. Эстетика св. Амвросия в её связях с античностью............55
§ 6. Св. Амвросий и эстетика св. Августина......................58
ГЛАВА 2
ГИМНЫ СВ. АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО КАК ПАМЯТНИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛАТИНСКОЙ ПОЭЗИИ....................................67
4
§ 1. Гимны св. Амвросия в контексте истории жанра;.:#;♦»........67
§ 2. О содержании гимнов св. Амвросия...........................76
§ 3. Особенности стихосложения в гимнах св. Амвросия............87
ГЛАВА 3
ГИМНЫ СВ. АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО В АСПЕКТЕ МУЗЫКАЛЬНОТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА............................................92
§ 1. Вводные замечания..........................................92
§ 2. Интервальное строение мелодий..............................98
§ 3. Ритмическая организация мелодий...........................111
§ 4. Ладовая организация напевов...............................123
§ 5. Принцип формульности......................................136
§ 6. Особенности формообразования..............................147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................162
СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ................................166
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................167
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.....................................................181
ПРИЛОЖЕНИЕ 2......................................................194
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
197
3
ВВЕДЕНИЕ
Одной из характерных особенностей культуры XX столетия явилось возрастание интереса к традиционному искусству, как продолжающему существовать в современном мире, так и ушедшему в прошлое. Эта общая тенденция проявила себя и в рамках музыкального искусства, сказавшись, например, в поиске аутентичной манеры исполнения ранней музыки, в воссоздании и осмыслении стилей отдалённых эпох, некогда преданных забвению. Показательным оказалось и стремление к постижению музыки, связанной с культурой различных религиозных конфессий. В России, например, в сфере музыкознания наблюдается повышенное внимание к знаменному и другим видам пения русской православной церкви, на Западе - к христианской духовной музыке первых веков новой эры, в особенности григорианскому хоралу.
И всё же, ранняя христианская музыка, несмотря на значимость и интенсивность происходивших в ней процессов, остаётся одной из наименее изученных областей современной медиевистики. Более всего это относится к изучению стилей, исторически предшествовавших григорианскому пению. Вследствие этого до сих пор не до конца ясны, например, те изменения, которые происходили в христианской богослужебной музыке на начальной стадии её разви-
19
Мелодии григорианских гимнов приводятся по изданиям “Graduale romanunT(145), “Monumenta Monodica Medii Aevi, I: Himnen I.” (159) и “The Gregorian Missal for Sundaes” (168). Амвросианские гимны анализируются в том виде, в котором приводятся в исследовании А. Дзанибони (177).
Для достижения поставленной цели в процессе анализа необходимо обращение ко всем музыкально-выразительным средствам, выступающим в данных образцах в качестве определяющих параметров. Это (1) интервальное строение мелодии, (2) ритмическая организация, (3) ладовые особенности, и (4) формообразующие принципы. Также необходимо специально остановиться на вопросах, связанных с принципом формульности и его проявлением в рассматриваемых мелодиях.
В результате такого подхода можно будет решить задачи настоящего исследования. В качестве основных из них следует назвать следующие:
1. Определение роли св. Амвросия в истории формирования западноевропейской средневековой эстетической мысли и музыкальной эстетики.
2. Выявление на примере гимнов своеобразия мелодики амвросианского пения, тех её черт, которые дают возможность отличать амвросианику от григорианики.
3. Решение проблемы авторства св. Амвросия в отношении некоторых из гимнов.
4. Выяснение особенностей понимания нами теоретической стороны западноевропейского средневекового пения с целью применения полученных положений в анализе конкретных образцов.
5. Апробирование адекватных методов музыковедческого анализа западноевропейской средневековой монодии.
20
ГЛАВА 1 ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СВ. АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО И ИХ МЕСТО В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЭСТЕТИКИ § 1. Св. Амвросий - префект и епископ Милана
IV в.н.э. - век утверждения христианской церкви - совпадает по времени с упадком античной цивилизации. Ступив на путь соборных вероопределений, церковь окончательно противопоставила себя другим религиям и религиозным течениям, распространенным на территории Римской империи, прежде всего римскому язычеству и иудаизму.
То, что христианство начинает занимать господствующее положение и постепенно превращается в государственную религию, ставит перед ним новые задачи. Прежде всего необходимо было отделить ортодоксальное (правоверное) христианство от многочисленных обществ и учений, известных теперь как “еретические”. Та энергия, которая в первые века существования христианства затрачивалась им на борьбу с государством, теперь обратилась на внутреннее самоустройство. Уяснений и формулировок особенно требовала область церковной догматики.
- Київ+380960830922