2
Содержание
Введение..............................................................3
Глава 1. Современное осмогласие в теоретическом аспекте..............17
1.1. Осмогласие в современной церковно-певческой практике............17
1.2. Временная организация современного осмогласия...................31
1.2.1. Композиционные особенности гласовых напевов...................31
1.2.2. Принципы построения слогоритмических формул...................38
1.2.3. Классификация слогоритмических типов строк гласовых напевов...44
1.2.4. Композиционные функции ритмических типов осмогласия...........50
1.2.5. Темпоритм гласовых напевов....................................51
1.2.6. Временная ортонизация песнопений различной жанровой
и гласовой принадлежности......................................55
1.3. Мелодика гласовых напевов.......................................63
1.3.1. Интонационная организация осмогласия..........................63
1.3.2. Структура гласовой мелодики...................................67
1.3.3. Ладовые особенности гласовых напевов..........................71
1.4. Особенности организации многоголосной вертикали
гласовых напевов...............................................78
Глава 2. Эволюция напевов гласовой системы...........................89
2.1. Характеристика материала исследования...........................89
2.2. Эволюция запевов стихир и стихирных напевов.....................94
2.3. Эволюция тропарных напевов.....................................104
2.4. Эволюция напевов ирмосов..............................................115
2.5. Эволюция напевов прокимнов.....................................127
2.6. Многоголосные обработки напевов осмогласия:
исторический аспект.............................................134
2.7. Проблема многораспевности в современном осмогласии.............141
3
Глава 3. Осмогласие на современном этапе бытования
православной литургической традиции............................150
3.1. Проблема певческой традиции.....................................150
3.1.1. Вопросы терминологии..........................................150
3.1.2. Сибирский региональный вариант осмогласия
как синтез различных певческих традиций........................155
3.1.3. Вариантность как атрибут традиции.............................163
3.1.4. Характеристика источников.....................................168
3.1.5. Сравнительный анализ вариантов гласовых напевов...............174
3.2. Особенности устного бытования гласовых напевов..................196
3.2.1. Способы «разметки» нснотированных богослужебных текстов 196
3.2.2. Хейрономия как знаковая система
современного богослужебного пения..............................206
3.2.3. Памятогласие как разновидность певческой мнемотехники.........210
Заключение...........................................................216
Литература...........................................................221
Приложение 1. Гласовые напевы сибирской традиции.....................238
Приложение 2. Ритмоформулы и мелограммы гласовых напевов
сибирской традиции.............................................277
Приложение 3. Нотные примеры.........................................286
Приложение 4. Словарь церковно-певческих терминов....................309
31
ределенным жанрам и группам жанров далеко не всегда однозначна. На изменение жанрового «адреса» конкретной гласовой модели влияют следующие факторы: несоответствие эмоциональных характеристик вербального и музыкального текстов; включенность певческого жанра в иножанровый контекст; масштабное сходство гласового текста, принадлежащего одному жанру, с нормативной протяженностью текстов другого жанра. Тем не менее, приведенные примеры жанровых несоответствий гласовых текстов и напевов представляют собой незначительные отступления, закрепившиеся в певческой традиции и потому ставшие нормой. Гласовая и жанровая принадлежность богослужебных песнопений тщательно соблюдается: не допускается, например, исполнение стихир 1-го гласа на напев тропарей или ирмосов того же гласа, либо использование одной и той же гласовой модели в песнопениях «Бог Господь» и прокимнах, несмотря на общность принципов их сірукгур-но-композиционной организации.
1.2. Временная организация современного осмогласия
1.2.1. Композиционные особенности гласовых напевов
С точки зрения композиции напевы осмогласия можно разделить на две группы9.
1. В первую группу входят стихирный, тропарный и ирмологический напевы, состоящие из двух и более мелодических строк.
2. Ко второй группе относятся напевы, состоящие из одной неповторяющейся мелодической строки: напевы прокимнов и запевы стихир (строка состоит из двух полустрок10, что связано с респонсорным принципом исполнения прокимнов и запевов).
По принципу чередования строк напевы первой группы можно разде-
Анализ гласовых песнопений осуществлялся на материале сборников «Песнопения Октоиха» [XXVII], нотные образцы напевов см. в Приложении 1.
10 Причина использования термина «полустрока» по отношению к прокимнам и запевам стихир - отсутствие (за редким исключением) ритмически обозначенной цезуры между строками текста, т.с. долгой длительности. Поэтому, по нашему мнению, термин «строка» в данном случае возможно применять ко всему песнопе-
32
лить на три композиционных типа (далее - КТ).
1.1. К первому КТ относятся напевы, состоящие из 2—4-х мелодических строк, соответствующих членению текста, которые повторяются в неизменном порядке; последняя строка называется «конечной» («заключительной»), она содержит новый мелодический материал и не повторяется. Эта строка выполняет кадансирующую функцию11:
1 - 2— 3 - 2—1 - 2 — К;
или: 1 - 2- 3 — 1 - 2- 3—К и т. и.
19
Такова структура всех ирмологических напевов , стихир 1, 3 и 8-го гласов, тропарей 4-го гласа, стихирного и тропарного напевов 5, 6, 7-го гла-
сов. Исключение составляет тропарный напев 8-го гласа, который содержит
только одну повторяющуюся мелодическую строку. Конечная строка этого напева не самостоятельна и полностью повторяет мелодико-гармонический материал предыдущих строк.
Отметим, что в отдельных напевах, принадлежащих данному КТ, возможны мелодико-гармонические варианты, возникающие только в условиях определенного сочетания мелодических строк. В частности, вариант 2-й строки стихирного и тропарного напевов 6-го гласа звучит в том случае, если после нее следует конечная:
1-2-3-1-2-3-1-2а-К
1.2. Особенность строения напевов второго КТ следующая: одна или две первых строки называются «начальными» и не повторяются, остальные строки чередуются в порядке, установленном для напевов предыдущего КТ, и заканчиваются конечной строкой. Так организованы:
стихирный и тропарный напев 2 гласа:
1_ 2-3-2-3-К
нию в целом, но не к ею частям.
11 Цифрами обозначены порядковые номера мелодических строк напева, литерой «К» конечная строка.
13 За исключением ирмосов воскресного канона 6-го гласа и ирмосов отдельных песней канонов 3 и 7-ю
- Київ+380960830922