Ви є тут

Музыкально-инструментальная традиция и драматургические особенности медвежьего праздника обских угров

Автор: 
Шесталов Владимир Иванович
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2011
Кількість сторінок: 
313
Артикул:
133011
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................3
I глава. Жанровая, сюжетная, мифологическая структура .медвежьего игрища
1.1. Сравнительная характеристика медвежьих игрищ......................17
1.2Жанровая структура медвежьего праздника.............................22
I.3. Сюжетная структура медвежьего праздника...........................26
Т.4. Мифологическая структура медвежьего праздника.....................36
II глава. Обско-угорский инструментарий
II. 1. Музыкальные инструменты медвежьего праздника....................70
II.2. Музыкальные инструменты в музейных коллекциях....................85
III глава. Репертуар, интонационная структура традиционных наигрышей и песен .медвежьего праздника
III. 1. Принципы и типология иотировок наигрышей.......................90
III. 2. Наигрыши, посвященные медведю..................................92
III. 3. Наигрыши божественным духам обско-угорского пантеона..........105
III. 4. Наигрыши местным духам........................................109
III. 5. Наигрыши, пляски зверей и птиц................................123
III. 6. Мужские и женские пляски, посвященные людям...................132
III. 7. Мужские и женские пляски общего содержания; танцы охотников... 138
III. 8. Наигрыши, посвященные музыкальным инструментам................141
III. 9. Наигрыши непрограммного содержания............................143
Аналитические выводы..................................................146
Заключение............................................................155
Список литературы.....................................................158
Приложение: Исполнители на традиционных инструментах..................178
Фольклорные тексты....................................................190
Словарь некоторых мансийских и хантыйских терминов....................202
Нотное приложение. Наигрыши медвежьего праздника......................207
Иллюстративные материалы..........................................278-313
2.
Введение
Образ медведя в культуре древних народов занимает одно из главенствующих мест. В ряде регионов сохранились остатки этнических обычаев, связанных с поклонением медведю. На территории нашей страны элементы этой традиции сохранились в славянской и русской мифологии, в культуре народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, в финно-угорской традиции народов ханты и манси. Медвежий праздник у данных этнических групп представляет собой явление культуры, имеющее значительную традицию его изучения, начиная с первых десятилетий XVIII в. - публикаций Г.Новицкого (1715 г.), П.Палласа и
В.Зусва (1760-е гг), Ф.И.Белявского (1828-29 гг.). Первые описания музыкального фольклора сибирских народов были сделаны членами Второй Камчатской экспедиции Г.И.Гмелиным и С.П. Крашенинниковым (1733-1743 гг.) в публикациях 1751 и 1755 гг.).
В XIX в. накоплен большой материал по изучению языка и культуры финно-угорских народов России и Сибири (А.Шегрен, М.Кастрен, А.Рсгули, Б.Мункачи, А.Альквист, А.Каннисто, У.Сирелиус, К.Карьялайнен, НЛ ондатти,
Н.Харузин). Над сбором народной поэзии обских угров среди хантов работал русский этнограф С.Патканов (1891). В 20-40-е гг. XX в. многочисленные сведения о медвежьем празднике обских угров собрал В.Чернецов.
Основную источниковую базу музыкальных материалов этого праздника данной этнической традиции подготовили А.Альквист, А.Вяйзянен, В.Муров, Г.Ульянов, Ю.Шесталов, И.Рюйтел, Е.Гиппиус, Е.Шмидт, Х.Силь-вет, О.Мазур, Х.Сильвет, Г.Солдатова, Т.Молданов, Т.Молданова, Ю.Шейкин, Р.Назаренко, Е.Главацкая.
Тема избранной диссертации «Музыкально-инструментальная традиция и драматургические особенности медвежьего праздника обских угров» заявлена нами в связи с тем, что, несмотря на длительную традиции его изучения, исчезающий феномен музыкального обряда нуждается в детальной фиксации,
*
Г
3
лиц мужского пола. Из теста делают изображения оленей, ірибов, шишек, травы - того, чем питается медведь. Вместе с тем, перед ним также ставят хлеб, табак (это делается потому, что медведь, по обско-угорским верованиям, когда-то был человеком).
При подготовке к медвежьему празднику обычно приглашали гостей и из других деревень. По наблюдениям И.Лвдеева, во все ближайшие поселки отправляются гонцы с приглашением на праздник, съезжается значительное количество гостей. В прошлом, по утверждениям многих хантыйских и мансийских участников данного обряда, гости приезжали из отдаленных поселков зимой на оленях, а летом на лодках.
Когда все готово к празднику и уже медведь находится на священном месте в доме охотника, добывшего этого зверя, когда готовы праздничные угощения, гости этого торжества, жители соседних домов и далеких селений собираются на данное действо, названное нами «Обрядом Медвежьего игрища», длящемся семь или пять дней. Специально для этого ритуала хозяева и гости праздника в своих жилищах заготавливают берестяные маски для показа своего исполнительского творчества в театрализованных зрелищах перед зрителями, гостями праздника.
По сведениям Е.Ромбандеевой, хозяйки из соседних домов, являющиеся гостями охотника, который добыл медведя, специально к нему в дом приносили приготовленные ими чашки с едой, в доме охотника подходили к медведю, целовали его чашку с едой с правой (женской) стороны, свою чашку с угощением ставили на стол перед медведем. Мужчины, при такой же процедуре приветствия, традиционно целовали левую (мужскую, «сердечную») сторону медведя (Ромбандеева. 1993. 121).
Ритуал праздника, состоящий из трапезы в сопровождении песен, плясок, драматических представлений, заранее известен. Выпивается много хмельных напитков, съедается порядочное количество рыбы, мяса, молочных продуктов. Согласно поверью, дух медведя также участвует в трапезе, пита-
30
ясь испарениями от пищи. Начинается праздник всегда во второй половине дня (Авдеев. 1936. 26).
Во время театрализованных сцен четверо или пятеро мужчин надевали шелковые халаты, взятые из священных ларцов, остроконечные шапки с семью лоскутками на макушке, становились перед медведем, брались за мизинцы, покачивая соединенные таким образом руки вперед-назад, исполняли четыре или пять медвежьих песен пробуждения (по мансийски «уй эрыг» -«звериная песня», по хантыйски «пути ар» «медвежья песня») (Ромбандеева. 1993. 118-119; см. наигр. № 6, 7). По свидетельствам многочисленных очевидцев, каждое исполнение медвежьей песни и танца хозяева обязательно отмечали зарубками на специальной палочке (по манс. «сорхылин йив» -«дерево с зарубками»), которая являлась важным атрибутом медвежьего праздника и, повидимому, имела определенную сакральную функцию. По нашему мнению, эго было связано с тем, сколько данный охотник, хозяин медвежьего праздника добыл медведей за свою жизнь.
Первыми инструментальными пьесами праздника, в перерыве между медвежьими песнями, традиционно являются «медвежьи пляски» (по манс. «уй йикв» - «медвежья пляска», по хант. «пупи як» - наигр. № 2-4, № 8, 9).
В медвежьем празднике должны были участвовать все: взрослые и дети, мужчины и женщины. Считалось, если кто-нибудь не примет участия, медведь может обидеться и когда-нибудь может причинить неприятность тому, кто игнорировал его ритуал. Этому верили все. Перед появлением выступающих в берестяных масках, в перерывах между номерами, так же могли исполняться выше перечисленные «медвежьи пляски», «пляски духов и богов», «пляски зверей и птиц» (см. наигр. №40 - 50). Данные танцевальные номера, как правило, исполнялись мужчинами, некоторые из них исполялись мальчиками под звучание национальных инструментов (см. наигр. №. 21, 22, 34, 36,52, 53, 58,64, 65, 66, 68).
Интересные наблюдения были зафиксированы И.Авдеевым: «отношение к песням чрезвычайно серьезное. Женщинам и молодым мужчинам петь
31