Ви є тут

Башкирская народно-певческая культура: традиции и современная практика

Автор: 
Алкин Мажит Самигуллович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302633
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................... 4
Глава /. ТРАДИЦИОННАЯ ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА БАШКИР.... 12
1.1. Башкиры: этноним и этногенез.............................. 12
1.2. Песенный фольклор башкир.................................. 17
1.2.1. Отражение башкирской песенной традиции в устных
и письменных источниках................................ 18
1.2.2. Гендерная специфика башкирского народного пения— 20
1.2.3. Фонетика башкирского языка как основа национальной песенной культуры............................................ 24
1.2.4. Классификация песенного фольклора.................... 29
1.2.5. Взаимосвязи традиционной башкирской песенности
с восточными этническими культурами.................... 33
Глава II. БАШКИРСКИЕ ПЕСЕННЫЕ ЖАНРЫ: ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА........................................ 42
2.1. Исторические корни традиционной песенности: жанры,
исполнители.............................................. 42
2.1.1. Трудовые песни....................................... 47
2.1.2. Эпические жанры...................................... 49
2.1.3. Календарные и обрядовые песни........................ 51
2.1.4. Гимны (аяты)......................................... 57
2.1.5. Иртэки и кубаиры..................................... 59
2.1.6. Айтешы............................................... 62
2.1.7. Байты и мунажаты..................................... 65
2.1.8. Исторические песни................................... 67
2.1.9. Лирические песни..................................... 73
2
2.1.9.1. Озон юой........................................... 73
2.1.9.2.Халмак юой...................................... 76
2.1.9.3. Кыска юой...................................... 77
2.1.10. Короткие плясовые юой: такмаки, тиррэтляу........... 78
2.1.11. Узляу и звукоподражания............................. 80
2.2. Стилистические особенности и жанровая специфика
исполнения башкирских песен........................:.......... 82
2.2.1. Речитативная манера-................................. 88
2.2.2. Кантиленно-орнаментальная манера..................... 98
2.2.3. Распевно-мелизматическая манера...................... 107
2.2.4. Горловая манера...................................... 112
Глава III. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ АУТЕНТИЧНОСТИ НАРОДНО-ПЕСЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАШКИРСКИХ ПЕВЦОВ................................. 116^
3.1. О специфике формирования регистров певческого голоса 117
3.1.1. Особенности работы голосового аппарата народного
певца.................................................... 117
3.1.2. Башкирская народная песня и певческие регистры 122
3.2. Некоторые условия сохранения- башкирской традиционной вокализации....................................................... 128
3.2.1. Об особенностях традиционной подготовки народных
певцов................................................... 132
3.2.2; Специфика обучения исполнителя народной песни в
системе музыкального образования......................... 136
3.3. Развитие навыков традиционного пения с применением цифровых технологий............................................... 139
Заключение.......................................................... 153
Список литературы................................................... 156
Приложения.......................................................... 176
3
Как видно из этих и других замечаний открытое женское песнетворчество не поощрялось, исключения же переводили статус женщин-исполнительниц на более низкий социальный статус. •
В тоже время известны ш положительные случаи женского песенного музицирования, но все они» только опосредовано относятся к женскому гендерному типу и, несмотря на тематику, входят в репертуар все-таки певцов-мужчин.
Вот комментарий к башкирской народной песне «Гильмияза»:
«Легенда повествует о. девушке по имени- Гильмияза, украденной' в раннем детстве и проданной на-чужбину. Проходит много лет. НоТильмияза помнит и поет башкирские- песни. Ее пение слышит один башкирин, случайно оказавшийся в этой; деревне. Родители приезжают за* Гильмиязой...» [179, С. 308].
Или содержание легенды, традиционно рассказываемой певцом* перед исполнением' песни «Таштугай», записанное башкирским композитором X. Ахметовым:
«...легенда повествует о девушке; жившей в юности в.горах Урала, но затем насильственно-выданной-замуж за нелюбимого человека, увезшего.ее в голую, вызженную степь — Таштугай [башк. — каменная долина]... Находясь среди чужой и неприветливой природы, оторванная от любимого, девушка решает покончить, с собой; река Таштугай становится ее могилой» [179. С.307]:
В тоже время устные предания' бережно хранят имена женщин, авторов многих популярных песенных жанров; касающихся не только сенляу {башк. — плач, невесты) НО" и серьезных" озон-кюев. К ним. можно- отнести неодобрительную оценку религиозного служителя в-песне «Зульхабйря»5.
Такие незначительные исключения в башкирской музыкальной культуре касаются- не только, вокализации, но и традиционного
5 «Зульхабйря - имя девушки, которую, как повествует предание, отец-мулла проиграл в карты» [179, С. 309].
23
инструментального и вокально-инструментального исполнительства.
К примеру, в музицировании на курае - типично мужском инструменте, встречаются и женщины (см. фото 5 приложения II)6.
Еще одна противоречивая традиция касается кумыза (идиофонического маультроммеля) - второго по распространенности музыкального инструмента башкир. Лучшие исполнители на нем - мужчины, но многие исследователи почему-то относят его к женскому музыкальному орудию:
«В Башкирии* кубыз привился в основном- как женский* народный . инструмент... Мне НИ разу не* Приходилось видеть мужчин, не ТОЛЬКО' играющих на кубызе, но. и умеющих извлекать из, него звуки» [128, С. 11] -пишет известный исследователь Л.Лебединский;
Практика показывает, что на современных концертах национальной' музыки* слушатели хорошо принимают только кубызистов мужчин, в то время как женщины-кубызистки с сольными- номерами практически не выступают (см. фото 3 приложения II).
Традиционный вокально-инструментальный тип* музицирования -сольное двухголосис «узляу»,. - практически у всех народов, культивирующих этот, вид искусства, считается мужским типом музицирования, но женское узляу также бытует в башкирской среде, а имена женщин-исполнительниц горлового двухголосия бережно' хранятся в народной памяти.
Тем не менее, башкирская этническая традиция считает женские проявления как вокального, так и- инструментального музицирования,1 «маскулинной» трансформацией* - нетипичным примером традиционной гендерной* роли и гендерного поведения. Поэтому, несмотря на ряд исключений, в нашем, исследовании, рассматривается и анализируется основной тип башкирского песенного творчества - мужской.
6 Отмстим, что для женского исполнительства предусмотрен курай небольшого размера, с меньшим количеством игровых отверстий.
24