Ви є тут

Кубанская свадьба как музыкально-этнографическая традиция позднего формирования

Автор: 
Жиганова Светлана Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
216
Артикул:
172560
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................................................4
Глава 1. ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ И ПРИЧИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ
КУБАНСКОГО СВАДЕБНОГО РИТУАЛА......................27
1.1 Подготовительные этапы свадебного ритуала...............28
1.2 Прощальные обряды кубанской свадьбы.....................45
1.3 Обряды этапа транзита...................................55
1.4 Обряды этапа присоединения..............................66
1.5 Особенности прагматики кубанских свадебных музыкальнопоэтических текстов: выводы.............................73
Глава 2. ОСНОВНЫЕ СУБРЕГИОНАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
СВАДЕБНЫХ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ В ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ КУБАНИ........................82
2.1 Черноморский комплекс свадебных музыкальных текстов 82
2.1.1 Ритмическая организация напевов черноморского свадебного комплекса....................................83
2.1.2 Звуковысотная организация напевов черноморского свадебного комплекса....................................96
2.2 Линейный комплекс свадебных музыкальных текстов........112
2.2.1 Ритмическая организация напевов линейного
свадебного комплекса..............................113
2.2.2 Звуковысотная организация напевов линейного
свадебного комплекса..............................125
Глава 3. ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СВАДЕБНОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ КУБАНИ......................146
3.1 Факторы динамических преобразований в кубанской фольклорной традиции...................................147
3.2 Динамика свадебных комплексов в Закубанье: культурногеографический и текстологический аспекты.............154.
3.3 Формы интеграции черноморского и линейного комплексов свадебных музыкальных текстов..........................165
3.3.1 Свадебный музыкальный фольклор станицы Некрасовской (Усть-Лабинский район Краснодарского края)............165
3.3.2 Свадебный музыкальный фольклор станицы Отважной (Лабинский район Краснодарского края).................171
3.3.3 Свадебный музыкальный фольклор станицы Сторожевой
(Зеленчукский район Карачаево-Черкесской Республики) 180
Заключение.......................................................190
Список литературы................................................195
3
Пьяница да прапойница, ей, вой,
Да пропили Татъяпушку, ой,
Да прапшш Ивановну...
И сразу:
Уж ты, яб(ы)ланка,яб(ы)ланка, кудрявая, кучирявая, п . .. .19
Вой, ле, ои, ле, он, пиле, алилели, алилели» .
Зафиксирована информация о том, что мать невесты причитала на пропойках: «Уже жениха показали, ужеусё. Мать сидит, ана тада:
Да малая мая дочичька!
•?о
Да ты не знала, как белая зоринка занялася!..»"
Таким образом, на договорных этапах обрядовое содержание реализуется, в первую очередь, с помощью кодов персонажного, предметного, ак-ционалыюго, локативного. Музыка также участвует в оформлении этого отрезка обряда: для всей территории Кубани характерно пение музыкальнопоэтических текстов неприуроченных жанров. Черноморский и линейный комплексы различаются моментом включения в ритуал обрядовых музыкальных композиций: в станицах линейного субрегиона оно происходит раньше, чем в черноморских.
Срок до свадьбы (от двух недель до месяца и более) предполагал подготовку к основному блоку ритуалов свадебного обряда по двум основным линиям. Первую обеспечивало проведение предсвадебных вечеринок в доме невесты - форм молодежного общения, значимых для инициационного содержания свадьбы. Вторая линия создавалась формами хозяйственной подготовки, в том числе изготовлением специальных ритуальных предметов (различных видов обрядового хлеба, гильца и др.).
Наличие специальных свадебных вечеринок разводит субрсгональные культуры Кубани. В Черномории не проводили молодежных встреч до заключительного вэчира: «От то засваталы ее, сватанне сгулялы — и ждут свайбы. - Не собиралась молодежь в ее доме? - Не! У нас цё ны було».~ Вечеринки во множественном числе свойственны для линейных и ряда заку-банских станиц. Их содержание связано с девичьими работами по подготовке приданого (подушкы повышить, прошвы повывязать22) и молодежным общением в тех же формах, что и на посиделках: игры, танцы, игра на музыкальных инструментах.
34
\ Обрядовая сущность предсвадебных вечеринок связана с характером исполняемых здесь музыкальных текстов: впервые начинали звучать величальные песни в адрес невесты и жениха, а также и других пар, складывающихся в ходе молодежного общения. Подруги невесты обыгрывали ими парня и девушку, нередко требуя за исполнение величания бросить в поднесенный стакан мелкую монетку. Поэтические тексты свадебных величаний развивают символику пары (голубя и голубки, павлина и павушки, двух цветочков и т.п.); а также достатка, и богатства (ее в поэтике; как правило, олицетворяет золотой цвет предметов). Большинство кубанских величаний сопровождается «алилёшными» припевами, характерными для свадебных и хороводных песен Южной России:
А в павпина-гаспадина запатая галаиа,
Ой, ли, ой, ли, ой, ляли, ляли, ляли.
А в павушки-красавушки - позолоченная,
Ой, ли, ой, ли, ой, ляли, ляли, ляли23.
Другая тенденция, связанная с пением в период вечеринок - начало звучания свадебных песен прощальной функции, тех, которые впоследствии будут сопровождать ожидание жениха утром свадебного дня: «Бывала, две недели, месяц, два ходим мы к падруге. Вот свадебные паем тада: - Што в нас ва терыме шумела...»24. В станице Тбилисской в роли специального музыкального текста, маркирующего период ожидания свадьбы, выступала лирическая протяжная песня «Гуляй, девушка».
Вторую линию подготовки к свадебному ритуалу во-время отведенного срока составляли организационные действия по подготовке собственно свадьбы: изготовление специальных предметов, необходимых для особых обрядовых действ, приготовление обрядовых блюд, приглашение гостей;; Приготовительные мероприятия сами по себе являлись ритуалами,, реализующими комплекс традиционных смыслов свадьбы.. В полной мере это касается выпечки обрядового хлеба. На кубанских свадьбах представлен целый спектр его разновидностей:
35