2
# Оглавление Ф
Введение ........................................................ 3
Глава 1. Историко-теоретический ракурс проблемы игрового пространства-времени
1. Становление понятия игрового пространства-времени
Ч в трудах зарубежных и отечественных исследователей............17
2. Пространственно-временные отношения с точки зрения драмоцентризма культуры XVIII века...........................32
Ф 3. Категория игры в аспекте музыкального
пространства-времени......................................... 40
1
Глава 11. Особенности тематизма в клавирных трио Йозефа Гайдна
1. Формирование идей маскотворчества в музыке Й. Гайдна . . 48
2. Традиции театрального маскотворчества.....................53
3. Музыкальное маско гворчество в контексте организации игрово-
# го пространства-времени клавирных трио........................ 61
ф Глава III. Особенности игрового пространства-времени
в музыкальном содержании клавирных трио
1. Сюжет, фабула и интрига...................................89
2. Проявление театральной парадигмы в музыкальных концепциях.................................................. 108
Заключение Литература . . .
139
149
Введение
В уникальном и неповторимом мире музыки гениального австрийского композитора-классика Йозефа Гайдна особое место занимают камерные ансамбли. Среди них наибольшее количество сочинений написано в новом для середины XVIII столетия жанре - трио. Этот жанр ведет свое происхождение от барочной трио-сонаты для двух инструментов средней и высокой тесситуры с basso continuo. Но в отличие от трио-соиаты, в камерных трио устанавливается равноправие инструментальных голосов, что отражает новые тенденции в развитии ансамблевого искусства. У Й. Гайдна известны сорок одно трио для клавира, скрипки и виолончели, более двадцати струнных трио для двух скрипок и виолончели, более ста двадцати пяти трио для баритона, альта и виолончели.
Наряду с другими инструментальными составами, - квартетами дуэтами и дивертисментами, камерные трио были одним из жанров, наиболее востребованных в музыкальной практике эпохи Просвещения. В связи с интенсивным развитием профессиональной исполнительской культуры, а также небывалым расцветом бытового музицирования в широких аристократических и бюргерских кругах, жанр трио привлекал разнообразием вариантов своего состава. Одновременно, существовала практика многочисленных переложений, предоставляя прекрасную возможность для тембрового варьирования музыкального звучания: скрипка могла заменяться флейтой, баритон - виолончелью, клавесин - фортепиано и так далее. Именно этими качествами отличались трио от квартетов, где, напротив, шел процесс стабилизации состава: две скрипки, альт, виолончель. Мобильность камерного трио, в отличие от многих других жанров, способствовала блестящим перспективам в образовании неповторимых ансамблей.
Среди самых разнообразных составов трио, представленных в творчестве Й. Г айдна выделяются ансамбли с участием клавира.
логики Й. Хейзинги, М. Бахтина, М. Эпштейна. Пространственно-временные отношения рассматриваются в широком спектре мировоззренческих и профессиональных основ западноевропейского театра эпохи Просвещения, где принципы единства места (пространства), времени и действия становятся важнейшим порождением драматургических процессов. Подчеркивается, что игра в различном своем проявлении всегда обусловливает особый порядок и подразумевает особые правила. При обращении к вопросам музыкального пространства-времени выделяется основополагающее значение музыковедческих трудов Е. Назайкинекого, исследующего понятия игровой логики, музыкальной сюжетности и пространственно-временных отношений. Объединение достижений в различных областях научного знания позволяет осуществить в диссертации многоуровневый подход к категории игрового пространства-времени, что открывает новые перспективы в анализе музыкальных произведений, в понимании их строения, в изучении закономерностей композиции и типов художественного мышления.
Глава вторая «Особенности тематизма в клавирных трио Йозефа Гайдна» состоит из 'грех частей: «Формирование идей маскотворчества в музыке Й. Гайдна», «Традиции театрального маскотворчества», «Музыкальное мас-котворчество в контексте организации игрового пространства-времени клавирных трио» и посвящена взаимосвязи художественной практики театра импровизированной комедии с ансамблевым наследием композитора. Данная глава предполагает несколько аспектов исследования, с позиций которых выявляется специфика музыкального тематизма клавирных трио, его пространственно-временные качества и театральная направленность музыкального мышления композитора. Отмечается, что музыкальные эксперименты в жанре трио исходят из передовых исканий в области драматургии, и, в частности, сценических принципов комедии ёеП'аЛе. В связи с недостаточной информацией в музыкальной науке о героях театра итальянской комедии, обобщаются и классифицируются их характерные особенности и качества. Констатируется, что все они имеют статус «персонажа-типа» или постоянно-
го актерского амплуа. В контексте театрального континуума интрументаль-ная персонажная система композитора приобретает образную конкретность и наглядность, открывая панораму игрового пространства-времени. Исходя из анализа мелодических спектрограмм, тембровых характеристик, ритмофор-мул, жанровых моделей и интонационных лексем осуществляется идентификация тем-персонажей, выделяются их различные амплуа в музыкальном тексте клавирных трио. Обосновывается, что музыкальные персонажи подвержены динамичным изменениям и метаморфозам в игровом пространстве-времени, но всегда сохраняют свойства индивидности.
Глава третья «Особенности игрового пространства-времени в музыкальном содержании клавирных трио» состоит из двух частей: «Сюжет, фабула и интрига», «Проявление театральной парадигмы в музыкальных концепциях» и сфокусирована на исследовании игрового пространства-времени в музыкальных композициях и драматургии клавирных трио. Категория игрового пространства-времени соотносится с театральностью творческого мышления композитора. Каждое трио представляется как некий спектакль, ограниченный во времени и обусловленный пространством иллюзорной театральной сцены, где действующими лицами являются ведущие маски итальянской комедии или их типы. Подчеркивается, что в основе композиции клавирных трио Й. Гайдна лежит некая фабула, разворачивающаяся в определенный сюжет. В ансамблевых сочинениях достигается особое единство художественного пространства и времени, соотносимое с канонами импровизированного спектакля. Музыкальные композиции трио скрепляются единым ритмом разворачивающегося представления, темы-маски действуют в универсуме, где они подчинены одним и тем же драматургическим законам. Нарушение этих законов в рамках определенного сочинения создает взрывной комический эффект разоблачения героя подобный «снятию маски». Инструментальный театр Й. Гайдна служит эффективным средством занесения структур социального порядка в «жизненное пространство» масок. В трактовке однородного либо дискретного декорированного пространства выде-
- Київ+380960830922