Ви є тут

Принципы художественного претворения хорала в духовных кантактах И.С. Баха

Автор: 
Сидорова Елена Викторовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
174
Артикул:
133880
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Все хоральные кантаты являются <...> глубочайшим выражением баховского мировосприятия. Чувствуется по музыке Баха, как глубоко захватили его старинные хоральные мелодии. Он избрал их основой для своих кантат потому, что жил ими, и то, о чем думал и что чувствовал, в совершенном виде запечатлел в них.
Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах [79, с. 560]
Содержание
Введение - 4
Обоснование темы диссертации - 4 Обзор литературы -15
Первая глава - 28
Хорал и принципы его художественной обработки в духовных кантатах
§ 1. Протестантский хорал - основа хоральной композиции - 28
Условия возникновения хоральных напевов - 28 Взаимоотношения выразительных средств поэзии и музыки - 30 Идентификация хоралов - 34
§ 2. Художественные приемы обработки хорала - 36
Общая классификация хоральных обработок - 39
Типология духовных кантат, имеющих в своей структуре хоральную композицию - 44
§ 3. Методы работы с хоралом (текстом и музыкой) - 45
Поэтический текст -45
Музыкальный язык, музыкальная ткань хоральной обработки -50
1. Мелодия-5/
2. Лад, тональность, гармония - 55
3. Фактура, тембр - 58
4. Музыкальная форма - 62
5. Жанровое многообразие - 66
§ 4. Хоральные кантаты - 68
Текстовая основа и структурные особенности хоральных кантат - 69 Музыкальная семантика кантатных номеров - 77
Вторая глава - 85
Хорал „Wer nur den lieben Gott läßt walten“
в духовных кантатах Баха: проблема художественной интерпретации
§ 1. Хорал «Wer nur den lieben Gott läßt walten» как основа
вокально-хоровых обработок - 86 Жанровые особенности хоральных композиций - 92 Семантика вокально-хоровых обработок хорала «Wer nur...)) - 94
§ 2. Кантата BWV 93 « Wer nur den lieben Gott läßt walten» -101
№ 1. Chorus -104
№2. Recit ativo-110
№ 3. Aria (соло Тенора) -113
№ 4. Aria. Duetto -123
№ 5. Recitativo- 115
№ 6. Aria (соло Сопрано) -119
№7. Corale — 127
Заглавный хор кантаты BWV 27 « Wer weiß, wie nahe mir mein Ende?» - 129
§ 3. Принципы художественного претворения хорала «Wer nur...» в духовных кантатах -132
Заключение -136
Примечания, дополнения, комментарии -142 Библиография -167
40
как распределен в масштабе многочастной кантатной композиции. Самостоятельную проблему представляет текстовая сторона хорала, поскольку диалектика единства и специфической обособленности текста и мелодии в хорале нашла отражение в принципах распределения хорального материала в кантате. Каждый из этих вопросов, так или иначе, затрагивался во многих исследованиях, наша же задача заключалась в комплексном рассмотрении всех моментов, касающихся «жизни» хорала в духовной кантате.
Рассмотрим, прежде всего, приемы распределения хорала в кантате. Он мог быть представлен у Баха в разных масштабных измерениях - а) одной хоральной строфой, б) несколькими строфами и в) всем хоралом в целом со всеми его строфами.
Хоральный напев в пределах одной строфы является основой хоральной обработки кантатного номера. Художественное воплощение нескольких строф хорала, так же, как и всего хорала в целом, реализуется в форме многочастной кантаты и образует цикл хоральных обработок различной жанровой интерпретации.
Рассмотрим особенности воплощения хорала на уровне хоральной строфы - кантатного номера. Хоральный материал размещается в трех направлениях: вертикальном, горизонтальном и совмещающем одновременно оба направления. Признаки расположения хорального материала в фактуре определили 3 основных принципа обработки хорала и, соответственно, 3 группы хоральных обработок.
I группу составляют обработки, в которых определяющим признаком является взаимоотношение хорального напева и сопровождающих голосов «по вертикали». Форма хоральной обработки, как правило, совпадает с формой хорального напева. Мелодия и текст обработки максимально приближены к первоисточнику. В зависимости от характера сопровождающих голосов хоральные обработки этой группы могут быть разделены на две подгруппы.
Первую подгруппу составляют примеры простейшего двухголосия, в котором один из голосов (как правило, вокальный) воспроизводит хоральный
российская
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
библиотека
41
напев, а другой - его сопровождает (чаще - органный бас, или Basso conti- у пио). Хоральная мелодия может быть помещена и в нижний голос, тогда она выполняет функцию гармонической основы, а сопровождающий верхний голос,- функцию контрапункта. Подобная форма изложения хорального напева характерна для сольных номеров кантат: арий, ариозо, solo. Иногда она получает название Choral. Соотношение хоральной мелодии и сопровождающего голоса можно условно обозначить схемой - «хорал + сопровождающий контрапункт».39
Обработки второй подгруппы характеризуются 4-голосной организацией фактуры, в которой хоральная мелодия, как правило, звучит у Сопрано, сопровождающие голоса образуют аккордово-контрапунктический пласт фактуры. В отличие от сольных обработок первой подгруппы, обработки второй предназначены для хорового исполнения (инструментальное сопровождение, как правило, дублирует голоса хора). Обработки такого типа характерны для хоровых заключительных номеров кантат и в немецком музыкознании получили жанровое определение - Schlußchoral (заключительный хорал), или ein schlichte Choralsatz (простая хоральная часть), сокращенно -Schlichtechoral (простой хорал). Соотношение хоральной мелодии и сопровождающих голосов можно условно обозначить схемой - «хорал + сопровождающий слой».40
Дальнейшее расширение музыкальной ткани по вертикали осуществляется при помощи введения дополнительного мелодического голоса или целой партии. Техника «усложнения вертикали» может быть объяснена следующим образом: к фактурной модели первой подгруппы прибавляется мелодическая линия в исполнении музыкального инструмента (без текста). В результате образуется 3-голосие, состоящее из контрапунктического двухголосного изложения мелодий и сопровождающего третьего голоса (условно - «хорал + другая солирующая мелодия + сопровождающий контрапункт»).
Введение инструментального solo в фактурную модель второй подгруппы создает более сложное сочетание голосов по вертикали: двухголос-