2
Оглавление
Введение....................................................................3
Глава 1. Европейский симфонический оркестр в динамике становления...........8
1.1. XVII век - оперный оркестр Клаудио Монтеверди, Жана Батиста Люлли
и жаир concerto grosso в творчестве Арканжелло Корелли......................8
1.2. Первая половина XVIII века - оркестр барокко - Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель....................................15
1.3. Вторая половина XVIII века. Формирование классического оркестра -Мангеймская школа, И. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен........................20
1.4. Первая половина XIX века — романтический оркестр - К. Вебер,
Д. Россини, Г. Берлиоз......................................................26
1.5. Вторая половина XIX века - поздний романтизм. Ф. Лист, Р. Вагнер,
И. Брамс....................................................................29
1.6. Русский классический оркестр XIX века. М.И. Глинка, А.П. Бородин,
Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский......................................34
Глава 2. Дирижерское исполнительство в историческом развитии................40
2.1. От хейрономии к европейским формам ...................................40
2.2. XIX век - зарождение и развитие интерпретационного дирижирования 41
2.3. Первая четверть XX века как период формирования национальных дирижерских школ...............................................................49
2.3.1. Английская дирижерская школа.........................................63
2.3.2. Французская дирижерская школа........................................68
2.3.3. Итальянская дирижерская школа........................................74
2.3.4. Процесс становления дирижерской культуры в США.......................77
2.3.5. Русская дирижерская школа............................................80
2.4. Европейские дирижерские школы послевоенного периода....................87
Заключение..................................................................90
Библиографии................................................................93
Приложение 1................................................................101
Приложение 2................................................................131
3
Введение
Музыкальная культура любой страны в основе своей самобытна, храня вековые традиции, особенно в мире духовном. Однако она не должна быть замкнутой в этих традициях, открыта волнам времени. Именно этот переход от замкнутости к открытости, к включению в мировой художественный процесс происходит сейчас в Корее. В результате возникает необходимость тщательного изучения явлений этого процесса и создания соответствующих исследовательских трудов.
При сохранении национальных основ в образовании и воспитании в Корее в настоящее время существует насущная необходимость изучения европейского культурно-исторического опыта по многим направлениям. Так, культура симфонического исполнительства в Корее сравнительно молодая, первые симфонические оркестры появились только во второй половине XX века.
В 1946 году был основан Сеульский государственный университет с музыкальным отделением, открытым в 1998 году. Это первое в стране высшее учебное заведение, где получают музыкальное образование.
В 1953 году открыта Сеульская школа искусств, которая дает среднее музыкальное образование. В настоящее же время в Южной Корее в каждом крупном университете есть музыкальные отделения; средние школы искусств с преподаванием музыки присутствуют во всех больших городах и малых населенных пунктах страны. Очевиден процесс вхождения в традиционное музыкальное образование и воспитание элементов европейской музыкальной культуры.
13
5) Духовые инструменты оркестровых групп не образуют, но существуют четкие правила их употребления.
Наличие этих признаков - из них особенно важны постоянство состава и руководящая роль смычковых - позволяет считать оперный и балетный оркестр Люлли оркестром симфоническим.
XVII век породил развитие инструментальной культуры в различных жанрах, среди которых особое значение приобрел жанр concerto grosso1. Он представляет собой ранний вид симфонической музыки, в котором нашли отражение типичные черты стиля барокко, тяготевшего к мощным контрастам.
В основе concerto grosso лежит динамический принцип “светотени” - резкое противопоставление небольшой группы солирующих инструментов (так называемых concertino) общей массе ансамбля (так называемой ripiento). Это определило своеобразие выразительных возможностей concerto grosso, которые были ограничены рамками контрастной динамики, а также динамикой регистров. Concerto grosso возник на основе развития и качественного обновления трио-сонаты (состав ее партий - 2 скрипки, виолончель и basso continuo - типичен для concerto grosso).
Первоначально concerto grosso состоял из 5 и более частей и сочинялся для струнного смычкового ансамбля. Позднее concerto grosso «сжимается» до 3-4 частей, в состав ансамбля вводятся духовые инструменты (груба, флейта, гобой, валторна). Этот состав concerto grosso непосредственно подготовил формирование симфонического оркестра.
1 Concerto grosso - большой концерт - жанр старинной ансамблевой музыки. Музыкальная энциклопедия. Т.2. С. 932.
14
Первые совершенные образцы concerti grossi создал Лрканжелло Корелли (1630-1713). Характерно название его сборника concerti grossi, изданных посмертно в 1714 г. “Большие концерты для двух скрипок и виолончели, входящих в обязательный состав концертино, а также двух других скрипок, альта и баса, входящих по Желанию в состав concerto grosso и могущих быть удвоенными”.
Concerto grosso Корелли разделяются на церковные - da chiesa и камерные - da camera. В церковных циклах concerti grossi господствует полифонический стиль с последовательностью четырехчастного цикла: прелюдия, фугированное allegro, Largo, Allegro.
Полный цикл concerto grosso da camera включает части: Аллеман-да, Куранта, Сарабанда, Жига.
Concerto grosso Корелли явились образцом для И.С. Баха, Г.Ф. Генделя и других великих композиторов.
- Київ+380960830922