Содержание
Введение
Глава I.
Глава II.
Глава III.
Заключение Приложение I. Приложение II.
Приложение III. Литература
Конструктивная сила полифонии в ранних симфониях..........................................
Симфония и фуга: исторические этапы взаимодействия..
Фуги ранних симфоний Ахо...........................
Концертность симфонических партитур Ахо............
Диалог симфонии и концерта в истории. Специфика
симфонизма и концертирования.......................
Концертные черты симфоний Ахо......................
Феномен симфонии-скерцо в творчестве Ахо...........
Скерцо, изменяющееся во времени....................
Ранние симфонии Ахо: на пути к симфонии-скерцо.....
Симфонии-скерцо Калеви Ахо.........................
Список сочинений Калеви Ахо.........................
Переводы статей Ахо:
«Почему я сочиняю»..................................
«Задачихудожника в постмодернистском обществе».... О содержании основных опер композитора..............
Введение
Финская музыкальная культура в настоящий момент испытывает необычайный подъем. Находившаяся в течение долгого времени на периферии музыкальной жизни Европы, в последнее десятилетие XX века она заявляет о себе все активней, а в некоторых сферах даже выходит на ведущие позиции. Каждое лето страна Суоми становится местом паломничества для музыкантов разных специальностей, поскольку Финляндия слывет сейчас в мире крупнейшим центром музыкальных фестивалей1. Всеобщее признание получили Савонлиннский оперный фестиваль, фестивали камерной музыки в Кухмо, народной музыки в Каустинене, джаза в Пори, Органная неделя в Лахти, Певческий праздник в Иоэнсуу, Музыкальные фестивали в Турку, Корсхольме, Наантали и Порвоо, а также проводимые поочередно Бьеннале современной музыки в Хельсинки и Бьеннале современной финской музыки в Тампере и т.д. (см. Ра1опеп). Расцвет музыкальной жизни обеспечен многими факторами, важнейшие из них — разветвленная система музыкального образования (на пять миллионов населения в Финляндии приходятся около 150 музыкальных учебных заведений) и мощная государственная политика поддержки творческих людей2.
Важнейшим проявлением культурного подъема стала активность композиторской школы Финляндии, которая на сегодняшний день объединяет около сорока действующих музыкантов нескольких поколений3. В Финляндии конца XX века стали возможны самые смелые звуковые эксперименты,
*Общее количество только летних музыкальных фестивалей достигает двадцати.
2В Финляндии действует отлаженная система правительственных грантов, на осно-
вании которой более 25 композиторов и 33 оркестра получают регулярную материальную помощь. Персональные «композиторские» гранты могут быть сроком на один, три, пять и пятнадцать лет (см. Ра1опеп).
Глава I. Конструктивная сила полифонии в ранних симфониях
Ранние симфонии Калеви Ахо (№№ \-4) написаны композитором, находящимся в активном диалоге с традициями европейского симфонизма, чутко улавливающим основные направления его развития в XX веке и активно ищущим свое место в этом непростом процессе. Уже Первая симфония, хоть и появилась в консерваторские годы, — самостоятельна, достаточно индивидуальна и содержит зачатки, импульсы тех токов, которые будут питать творчество финского автора вплоть до сегодняшнего дня. Во-первых, в ранних симфониях проявляет себя склонность к индивидуализации замысла каждой из них (композиционного, темброво-акустического и т.д.) — свойство весьма симптоматичное дтя композитора XX столетия. Так, Первая — только внешне традиционно четырехчастна, внутреннее же наполнение ее довольно необычно: по краям две фуги, внутри две скерцоподобные части; акцентирование звучания струнных и появление в III части скрипки соло создает в ней элемент концертности. Во-вторых, уже в этом опусе определяется и круг образов, который, переходя из сочинения в сочинение, позволяет говорить о содержательном единстве творчества Ахо. И наконец, здесь четко выявляется опора на полифонические средства изложения.
Вообще именно полифонизация симфонического цикла и даже более конкретно — взаимодействие симфонии и фуги рельефно заявляет о себе как стержневая линия, пронизывающая ранние симфонии композитора. Три из них (Первая, Вторая и Четвертая) формируют свое внутреннее пространство с опорой на эту линию. И хотя последовательное обращение к фуге после Четвертой симфонии прекращается, опыт первых симфоний заслуживает пристального внимания.
Нельзя сказать, что интерес финского автора к полифонии ограничен только ранним периодом творчества. Более поздние сочинения свидетельствуют о его достаточно постоянном внимании к полифоническим формам и
жанрам. Например, в 1979 году Ахо посвятил своим друзьям Катарине и Ханну Хейкинхейм цикл из темы и пяти канонов, выдержанный в духе барочных циклов такого рода1. Написанная в 1984 году Соната для аккордеона состоит из двух частей-субциклов: I. Прелюдия и пассакалия; II. Прелюдия и фуга. Тогда же композитор переложил для симфонического оркестра Контрапункт № 9 из баховского «Искусства фуги», а в 1990 году инструментовал весь этот цикл для камерного ансамбля. Партитуры зрелых симфоний — Седьмой и Восьмой — нередко используют имитационное изложение (особенно показателен в этом плане канон в строгостильном духе, звучащий в завершении второго скерцо Восьмой симфонии). Тем не менее, по масштабности полифонических замыслов ранний период наиболее значителен. Три из четырех написанных за это время симфоний включают в себя фугу — высшую из имитационных форм. В четырехчастной Первой симфонии две фуги расположены по краям цикла; одночастная Вторая целиком развертывается как тройная фуга с раздельными экспозициями тем, трехчастную Четвертую фуга открывает.
Столь явное тяготение к фуге, безусловно, не могло быть случайным и нуждается в объяснении своих причин. Некоторые из них понятны каждому, кто пробовал писать фугу и убедился, что следовать ее конструктивным принципам не слишком трудно, хотя количество возможных вариантов прочтения фуги при этом довольно велико. Таким образом, можно сказать, что «начинать фугами»^молодому композитору в некотором смысле комфортно: логика построения формы легко воспроизводима, а вариантность ее претворений высока. Но у Ахо есть и более серьёзные основания для обращения к фуге, и он называет их в своём предисловии к изданию Второй симфонии: «Несколько
’Он включает пьесы: I. Thema; II. Canon alla ottava; III. Canon in contrario motu; IV. Canon in rctroversum; V. Canon per augmcntationcm alla quarta; VI. Canon alla scxta. Их названия заставляют вспомнить не только барочную традицию подобных циклов, но и конкретные их образцы — знаменитые баховские циклы: «Гольдберг-вариации», «Канонические вариации на рождественский хорат Vom Himmel hoch», «Искусство фуги», «Музыкальное приношение».
- Київ+380960830922