ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ........................................................4
Глава первая. ИСТОКИ ЗАМЫСЛА «СВЕТОВОЙ СИМФОНИИ»
И СИНТЕЗА ИСКУССТВ А.Н.СКРЯБИНА..................19
§ 1. Философские воззрения композитора и его идея «Мистерии»-19
а) панэстетические и орфеические тенденции в философии
Скрябина............................................. 19
б) «Мистерия» и концепция синтеза искусств...............28
§ 2. Система «цветного слуха» А.Н. Скрябина..................33
а) документальные данные о «цветном слухе» композитора...33
б) объяснение структуры и содержания скрябинской системы «цветного слуха».........................................39
Глава вторая. «ПРОМЕТЕЙ» («ПОЭМА ОГНЯ») - ПЕРВОЕ
СВЕТОМУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ....................51
§ 3. История создания «Прометея» и его световой строки «Luce».:.. .51
а) место «Прометея» в творчестве композитора.............51
б) документальные данные о включении «Luce» в партитуру «Прометея»...............................................54
§ 4. Судьба «световой симфонии» при жизни композитора........66
а) оценка идеи «световой симфонии» современниками
композитора.........................................66
б) первые, прижизненные исполнения «Прометея» с «Luce».. 75
§ 5. Анализ светомузыкального замысла в последующие годы 80
а) эволюция оценочных характеристик идеи «световой
2
симфонии» Скрябина.....................................80
б) первые попытки изучения «Luce»......................91
Глава третья. РЕАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СВЕТОМУЗЫКАЛЬНОГО
ЗАМЫСЛА СКРЯБИНА.................................101
§ 6. Анализ позднескрябинской гармонии......................101
а) основные методы анализа гармонии Скрябина............ 101
б) гармонический анализ «Прометея».......................120
§ 7. Авторский вклад в изучение и реализацию «световой
симфонии» Скрябина.....................................147
а) анализ световой строки «Прометея»..................147
б) оценка известных исполнений «Luce» и авторские рекомендации по реализации «световой симфонии» 162
§ 8. Развитие идей синтеза искусств у Скрябина
в постпрометеевский период.............................177
а) от чистого цвета - к красочной пластике.............177
б) от параллелизма - к слухозрительной полифонии.......186
в) от «Прометея» - к «Мистерии»?.......................192
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................198
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................201
1. Сводные таблицы «цветного слуха»...................202
2.Схемы и нотные примеры..............................204
Библиографический список использованной литературы............208
определенностью в этих взглядах утверждается первичность «творящего Духа» по сравнению с «косной Материей». Но Скрябина, с его тонкой восприимчивостью и активным мышлением, нельзя считать просто любителем, робким последователем определенного философского течения. В удивительном и довольно органичном сплаве в его оригинальной натурфилософии сочетаются своего рода подвижнический соллипсизм и социалистические идеи, мысли о «гении» Карлейля и «герое» Ницше, элементы эсхатологии и панэстетизма, идеи богоборчества, титанизма, самоутверждения и мессианства. Среди его собеседников - такие философы, как С. Трубецкой и Г. Плеханов. Интерес Скрябина к философии довольно серьезен и последователен - в 1904 году он принимает участие во Втором международном философском конгрессе в Женеве...
Из всех отмеченных теорий Скрябин отбирает, выделяет, кристаллизует все относящееся к проблеме творческого начала, проблеме экстаза и высшего подвига, к вопросу отношений личности (творца) и мира, а также преобразующей роли искусства. Эсхатологические идеи были близки символистскому искусству. В определенной мере перекликаются с ними и позиции Скрябина. Но, в отличие от декадентских концепций «конца света», скрябинские идеи, особенно в их конкретном программном воплощении в музыке, полны жизнеутверждающей силы, потому что они сочетаются с темой Экстаза, завершающего эволюцию Духа его новым возрождением. Подобно Вагнеру, Скрябин проповедует панэстетизм и именно орфеиче-ское мессианство. Он верит в то, что искусство и жизнь сольются друг с другом. Но композитор мыслит этот праздник слияния в космических масштабах, как всеобщий взрывоподобный Экстаз, вселенское торжество Духа (этот момент и есть, по Скрябину, «Мистерия»). Орфеический принцип достигает у Скрябина небывалых вершин. Теург-управитель всех этих вселенских преобразований - единоличный творец-художник. И именно
22
ему, Скрябину, познавшему эту истину, выпадает доля космической тяжести - быть автором и свершителем «Мистерии!»...
В последние годы жизни, не без влияния своего окружения и, прежде всего, Б. Шлецера (брата второй жены и автора комментариев к некоторым произведениям композитора), Скрябин испытывает интерес к индийской философии и к ее современной эпигонско-эклектической модификации, пытающейся сблизить религию с наукой, - теософии. Композитора привлекает в ней концепция ритмической пульсации творящего Духа, который испытывает в представлениях Скрябина следующие трансформации (приводится в пересказе современников композитора):
«Д у х (творческий принцип) ощущает в себе первичную п о л я р-н о с т ь начал мужественного и женственного, активного и пассивного, воли и сопротивления. Последнее начало косное, инертное, кристаллизуется в неподвижность материализованных форм, в М и р со всем многообразием явлений. Разъединенные полярности достигают в своем разделении кульминации. Полная материализация и дифференциация - утрата связи с божеством (в искусстве - разделение отдельных отраслей, прежде соединенных, и развитие каждой из них в отдельности). С достижением наибольшего разделения рождается стремление к обратному воссоединению -Любовь Мира к Духу и обратно, мистический Эрос. Цель разъединения достигнута: творческая сущность отпечатлена на материи и начинается процесс дематериализации, воссоединения (в плане искусства - воссоединение отдельных искусств, их синтез). Воссоединение достигается М и с т е р и е й. <...> Акт этот завершится мистическим соединением, которое проявляется в форме, не могущей быть осознанной теперь. Это будет Всеобщая Смерть и Новая Жизнь, мировой катаклизм, уничтожающий физический план. План Мистерии - художественное воспоминание или переживание участниками ее всей предыдущей истории Духа, процесса материализации» (Энгель, 1916, с. 89).
23
- Київ+380960830922