И : е>0- 1 /
7-і: л?- /,? /^г- /
ВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕ
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ П.И.ЧАЙКОВСКОГО
Кафедра теории музыки
Л. Логинова
О слуховой деятельности музыканта-исполнителя
Теоретические проблемы
ре з идиум • БАК Р І' &^о:ікеот"^и _Ц,__ ідв9 г„ Кл ЧНщМ
11 ерГІСуДИА ученую степень АОкЖ І!
ыкальной организации — ритму, интервалам и тональности — соответству-три основные формы воспитания слуха: ритмическая (на базе ритмических исунков), интервальная (интервалы в мелодическом движении, в двухголосии в структуре аккорда); тональная (ладофункциональные соотношения аккордов) 163]. Такие же тенденции характерны для учебных пособий М.Квисторп ККюна [175; 158]. Поскольку музыкальные средства являются главным со-ержанием немецких методик, психические особенности слухового восприятия аются за пределами внимания. Музыкальный слух становится в них слепком» с музыкальных средств, не имеющим самостоятельного значения, о существу, такое же отношение к слуху наблюдается и в английских методи-; несмотря на обращение к исполнительству и общим законам восприятия, узыкальный слух, декларируемый в названии дисциплины, не является ее со-ержанием. Особенности музыкального слуха остаются не выявленными.
§ 2. Слух современного музыканта
Что мы знаем о музыкальном слухе, о его роли в деятельности музы-анта, о его содержании и устройстве? Некоторые первоначальные сведе-ия можно почерпнуть из этимологии слова. В русском языке слово слух» употребляется в трех основных значениях. Во-первых, как орган осприятия, или, как написано в Толковом словаре Вл. Даля, «одно из ля-и чувств, коим распознаются звуки; орудие его ухо» [29]. Если этим же рганом распознаются и музыкальные звуки, то к слову «слух» добавляет-я определение «музыкальный». «Музыкальное ухо, — пишет Вл. Даль, — нутреннее чувство, постигающее взаимный склад и согласие звуков»
9]. У С. Ожегова «музыкальный слух — это способность правильно вос-инимать и воспроизводить музыкальные звуки» [69]. Во-вторых, лух— это сообщение, весть или * известие, иногда с оттенком сомне-ия — молва, говор в народе, слава, огласка. В-третьих, слух — особая онцентрация внимания и готовность к действию, само действие. Отсюда, итаем у Вл. Даля, происходят такие выражения, как «быть на слуху; вес-ой заяц на слуху; сторожить во все уши» [29].
В первом значении речь идет о структуре органа слуха и всей системы осприятия. Затем подчеркивается свойство органа слуха воспринимать собые акустические сигналы— музыкальные звуки. Слух как сообщение и молва акцентирует содержание сообщения. Слух-действие подчеркива-т «поведенческую» функцию. Как соотносятся эти позиции друг с.другом, сно читается в сопоставлении производных слов: «слушать»,
прослушать», «слушок», «слыть», «слышать», «слышаться», «слышимость», се глаголы с корневой гласной «у»— «слушать», «слушаться», прослушать» — обозначают действия, в которых активность восприятия аправлена на переработку внешней информации и в значительной степени бусловлена ею. «Слушать» — направлять слух на что-нибудь, кого-нибудь,
. инимать во внимание. «Слушать» — это и изучать, посещая лекции, От-
15
сюда— одно из значений слова «слушатель»— студент, учащийс «Слушать»— также исследовать кого-то, что-то на слух. Врач слуша больного, например. Здесь слушание имеет активный характер и сопряжен с вниманием и мыслительными процессами. Оно определяется особенн стями объекта внимания, изучения, слушания.---------------------- -
«Слушать» в значении «следовать чьим-то советам», «слушаться», а такж побуждающее обращение «Слушайте!» более активно и характеризует уж особую форму поведения, непосредственно зависящую от предмета воспр ятия. Последний ассоциируется с волеизъявлением конкретного лица I группы лиц, а также с внутренними волевыми импульсами: «прислушатьс к внутреннему голосу». Сами по себе они выражают субъективные мнен требования, но слушателю представляются внешними, побуждающими к де ствию. Помимо уже известных форм сосредоточенного восприятия, целен правленного поведения, слушание становится важным фактором коммуни ции с ясным распределением ролей и действий.
Слово «слышать» и производные от него — «слышаться) «слышимость» — обращено в большей степени к восприятию, к активы сти уха, а не к содержанию сообщения, которое остается как бы за ско ками. «Слышать» — это различать, воспринимать что-нибудь слухом; о падать слухом, чувствовать, замечать. Иногда в «слышание» вторгает информативная семантика: слышать оперу, «слышать» в значен «узнавать». Это значение здесь преломляется через семантику восприят и действует как его следствие, а не причина. Достаточно сравнить ско центрированное на сообщении «слушать оперу» и перцептивн «слышать оперу». Преобладание непосредственных чувственных 01 щений сквозит в понимании производных: «слышаться» — быть слыш мым, звучать, восприниматься; и «слышимость» — возможность слышат отчетливость звучания.
Правда, в некоторых случаях возможны обмены исходных смысл у слов «слушать» и «слышать». Например, в такой фразе, как «можно слуша (действие), но не слышать (сообщение)». Особую группу образуют ело «слушок», «слыть», «слыханный». В них на первый план выходит содержа сообщения, но выражается оно в субъективной оценочной модальности.
Обобщая краткий обзор этимологии слова «слух», можно выдег три важных стороны слуха: онтологическую, семантическую и коммуника ную. Первая изучается физиологической акустикой, физиологией и психсшогие Вторая определяется содержанием внешних звуковых сигналов и их носител Гудок паровоза, щебет птиц, звучание увертюры — на все это разнообразно гирует слух. Он же «прислушивается» и к внутренним голосам: далекому восп минанию, внезапно нахлынувшему переживанию, тихой затаенной мысли. С ди музыкантов одна из форм такого углубленного в себя слушания получ название «внутренний слух». Третья сторона—коммуникативная — формиру поведение, участвует в распределении ролей, устанавливает связи и управля
16
- Київ+380960830922