Ви є тут

Данмоно: вопросы истории и теории

Автор: 
Чабовская Наталия Игоревна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
272545
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение с.4
Глава 1. К истории музицирования на кото с. 18
Глава II. Рокудан: интонационное строение,
формообразование с.75
Глава III. Мидарэ: особенности интонационного развития и
формообразования с.101
Глава IV. Другие пьесы жанра данмоно с.137
Глава V. Каэдэ сики сокбку: к проблеме фактуры с. 169
Заключение с.201
Список использованной литературы с.205
Словарь с.230
Приложение № 1 с.244
Приложение № 2 с.245
Приложение № 3 с.253
Приложение № 4 с.262
Приложение № 5 с.264
Приложение № 6 с.266
Приложение № 7 с.267
Приложение № 8 с.2 68
Приложение № 9 с.269
Приложением 10 с.270
Приложение М 11 с.274
11риложение № 12 с.215
Приложение № 13 с.2 76
Приложением 14 с.282
Приложением 15 с.291
11риложение № 16 с.296
Приложением 17 с.297
Приложение М 18 с.304
Приложение № 19 с.307
11риложение М 20 с.317
Приложение М 21 с.322
Приложение М 22 с.325
11риложение М 23 с.331
Приложение М 24 с.339
33
тий, образ жизни, нормы поведения, качество и характер одежды и пищи и т. д.” [54, с. 117]. Правительством принимались специальные меры для искусственного подчеркивания сословных разграничений, а также для пресечения общения между представителями разных социальных групп. Токугавское правительство также бдительно следило за тем, чтобы сословные разграничения строго соблюдались в сфере искусства и развлечений [там же, с. 120].
В частности, Л. Л- Гришелёва указывает на официальную разграниченность в этот период двух основных потоков духовной жизни общества - самурайского и городского. Она пишет: “В сфере учёности самураям была отведена конфуцианская этика и китайская классика, горожанам - элементарная грамотность и моральное воспитание; в сфере поэзии: самураяхм -гунки и китайские стихи, горожанам - хайку; в театре: самураям - иоо, горожанам - ка-буки и кукольный театр дзёрури; в изобразительном искусстве: самураям -живопись школы Кано, горожанам - гравюра укиё-э; в занятиях музыкой: самураям - кото, горожанам - сямисэн; (курсив мой - Н. Ч. ) из игр: самураям -го, горожанам - ссги и т. д.” [54, с. 121-122].
Естественно, предложенное соображение касательно инструментальных традиций требует отдельного исследования, но оно кажется вполне правдоподобным, поскольку в определенной мере объясняет неизвестность сочинений Яцухаси для сямисэна, которые, возможно, когда-то существовали. В свете высказанной гипотезы также весьма показателен тот факт, что направление Яцухаси в музыке для этой лютни вскоре вовсе угасло. Как полагают японские музыковеды, либо Яцухаси сам ещё при жизни распорядился о запрете его школы для сямисэна, либо сделал эго по совету своего могущественного покровителя из воинского сословия (букз). Хотя ути версии не противоречат друг другу, вторая из них, на наш взгляд, более вероятна, ибо
34
именно самураи - привилегированное сословие господствующего класса - в своём большинстве прекрасно разбирались во всех тонкостях идеологической политики правительства Токугава, направленной на поддержание феодальных устоев.
Собственно причина переориентации Яцухаси на кото является одним из таинственных обстоятельств жизни и творчества музыканта, которая, по-видимому, навсегда канула в лету. Среди японских учёных существует, как минимум, три различных объяснения этого факта Поскольку Яцухаси получал материальную помощь от самурая Хирахансю, то возможно, в знак благодарности своему сюзерену он переориентировался на кото. Напомним, что игра на сямисэнс была исключительно музыкой для простого люда и горожан, тогда как музицирование на кото являлось привилегией самураев и высшего аристократического общества, что особенно строго соблюдалось до XVII века, а на протяжении последующих двух с половиной веков культивировалось токугавским правительством. Вторая версия гласит, что Яцухаси имел родственные корни в самурайстве и мог перейти на кото как дань уважения к высокому родству. Бытует также третье мнение, в соответствии с которым у Яцухаси могло возникнуть горячее желание работать в иной области музыкального искусства из-за сильного соперника по исполнению на сямисэ-не в лице Янагава Кэнгё. Любопытно заметить, что кумиута для сямисэна школы Янагава из города Киото сохранились в репертуаре этого инструмента по ссй день. Одной из наиболее известных кумиута Янагава-рю является “Кудзу-но ха’ (“Лист аррорута").
Почти вся музыка Яцухаси-рю (школы Яцухаси) основана на композициях Цукуси-гото, даже с сохранением, по указанию У. Адриэнца, их сдержанного, аристократического характера, но “переаранжированных", а иногда