Ви є тут

Хоровое творчество Анджея Кошевского. диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02

Автор: 
Заборовски Леон
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1985
Артикул:
279036
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ
Том I отр#
В в е д е н и е ................................ 3
Глава I,
/
Современное польское X о р о -
в о е т в о р ч е с т в о .................. 18
Глава II.
Творческий портрет А. Кошев-
с к о г о ...................................... 56
Глава III.
Хоровой стиль А. К о ш е в с к о г о ,. IC2
3 а к л ю ч е н и е........................... 152
Б и б л и о г р а ф и я......................................... 165
П р ил о ж е н и е № I ...................... 175
П р и л о ж е н и е №2 ...................... 180
П р и л о ж е н и е W 3 ...................... 186
П р и л о ж е н и е IP 4 ....................... ' 190
П р и л о ж е н и е № 5 ....................... 193
Т о м II
Нотное приложение /партитуры хоровых . сочинений Анджея Кошевского/.
I. Музыка фа-ре-ми-до-си.
3. Nicolao Copernico dedicatum.
4. Игры.
5. Ba-No-Sche-Ro.
6. Canzone e danza.
7. Prologus.
8. Ad musicam.
- 3 -Введение
В польской современной музыке значительное место занимает хоровое творчество a cappella. Этот вид творчества постоянно развивается, обогащается новями произведениями и пользуется неизменной популярностью. Хоровая музыка a cappella имеет в Польше давние традиции,но особенно широкие перспективы для ее развития открылись в последнее 40-летне,®от«да -народное государство взяло развитие музыкальной культуры под свою опеку.
Панорама современной польской музыкальной -культуры была бы неполной без учета хоровых произведений а -сарреЫа Кароля Шимановского,Станислава Веховича,Тадеуша ШеотговоюогоДСшишто-фа Пендерецкого,Ромуальда Твардовского,Анджея Кояевокого и многих других композиторов. Их творчество опирается на все наиболее ценное из наследия польской музыки и на опыт польской современной музыкальной культуры.
Насущной проблемой становится сегодня определение путей развития современного польского хорового творчества,в котором большое значение приобрели сочинения a cappella Анджея Кошевского - продолжателя национально-фольклорной линии,едущей от творчества К.Шимановского и С.Веховмча.
Хоровое творчество,созданное польскими композиторами в период с I960 по 1980 год,пока еще не доедалось более обширного и глубокого рассмотрения.
Некоторые проблемы польского хорового творчества уже -
рассматривались в работах и статьях ведающихся польских музы-
\
коведов,теоретиков и музыкантов. Среди публикаций следует назвать сборник статей под редакцией Эльжбеты Дзембовской "Польская современная музыкальная культура 1944 - 1964" /?wm»
ния художественного уровня.
Процесс обновления всего польского музыкального творчества протекал в первых десятилетиях нашего века в постоянной борьбе и столкновениях с определенным консерватизмом. Особое место в этом процессе обновления занимает творчество Кароля Шимановского /1882-1937/ - самого ведающегося,после Шопена, польского композитора.
Шимановский выработал особый музыкальный язык,отличающийся большой выразительностью,изыскаднаст!*) »звучания и богатством гармонии.. Экспрессивность его музыки ,быда .связана с большим эмоциональным напряжением* Ято касается сходства со Скрябиным, то в первой фазе творчества Шимановского оно заключалось в общей исходной точке на пути от достижений позднего романтизма. Эмоциональное напряжение доводилось до наивысшей степени накала путем подчеркивания диссонантности созвучий,расширения хроматики. Используя звуковые открытия Дебюсси,Шимановский переводил их на свой экспрессивный язык. Поэтому можно Шимановского считать не подражателем Скрябина и Дебюсси,а их продолжателем,пользующимся более современными средствами* Особый тип выразительности,наряду со звуковой »колористикой,-- это наиболее существенный вклад Шимановского -в мировую музыку.- .
С момента "открытия" гурадьокопо фодьклора^а »также .кур-пёвскопо м -мазурского, Шимановский „ищущий самобытность в куль-турах других народов,нашел ее в своей родной стране. Композитор подчеркивает жесткость,остроту ритма,диссонансов,динамики, тембров,/так называемые "варваризмы"/,приближаясь таким образом к Стравинскому и Бартоку. Однако такие средства,как резкость звучания и сильные ритмические акценты,служат Шимановс-
кому для обогащения выразительности. Это можно наблюдать в балете "Харнасе",в котором радикальная острота созвучий и инструментовки^ .также сформированный композитором особый,исключительно собственный гармонический стиль являются самыми ценными достижениями "национального" периода творчества Шимановского. Диссонантность здесь,с одной стороны,более острая,однако го другой стороны, звучания изысканные и выразительные. Иногда,как в оратории "Стабат Матер" /1926/« или в "Курпёвских песнях" г/1932/ аскетическая простота соединяется с впечатляющим лиризмом.
Шимановский сочинил небольшое количество хоровых сочинений, но значение их в елико, поскольку произведения эти наметили пути развития современного польского хорового творчества на многие годы вперед. Хоровые сочинения Шимановского были написаны после 1920 года,в так называемый "национальный" период творчества композитора. Постепенно формировался -национальный стиль Шимановского. Всвязи со значительными изменениями в тональной структуре тогдашней музыки перед композитором стояла нелегкая задача сохранения национального облика сочинений;1 Однако Шимановский преодолел эти трудности и гениально сумел осуществить процесс органического слияния народных элементов /со всей их подлинностью/ с современными композиторскими средствами.
К самым выдающимся шедеврам польской хоровой музыки и к глубочайшим лирическим хоровым миниатюрам XX -века принадлежит "Шесть Курпёвских .песен" для .смешанного хора без сопровождения Кароля Шимановского. Они являются идеальным /образцом художественной хоровой обработки дародццх /подлинников /отобранных из /Сборника Владислава .Скерковскога - "Кураевская пуща в