Ви є тут

Органное творчество Макса Регера в аспекте биографических, органоведческих и исполнительских проблем

Автор: 
Зандер Наталия Ивановна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
200
Артикул:
172706
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение...........................................................3
Глава I. ОРГАННАЯ БИОГРАФИЯ МАКСА РЕГЕРА..............................11
Глава II. МАКС РЕГЕР И ГУГО РИМАН.....................................31
Глава III. МАКС РЕГЕР И КАРЛ ШТРАУБЕ .................................46
1. Вехи творческой дружбы.........................................46
2. К истории автографов органных произведений Макса Регера........62
Глава IV. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЗВУКОВЫЕ
ОСОБЕННОСТИ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЧЕСКОГО ОРГАНА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ...........................70
Глава V. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОРГАННЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАКСА РЕГЕРА....................................81
1. Общие вопросы..................................................81
2. Хоральная фантазия «Wachet auf, ruft uns die Stimme» op. 52 №2.99
3. Вариации и фуга на оригинальную тему ор. 73...................109
4. Фантазия и фуга на тему BACH ор. 46...........................119
5. Сравнение редакций органных сочинений Макса Регера............129
Заключение......................................................138
Приложения......................................................144
Приложение I. Каталог органного творчества Макса Регера..........144
Приложение II. Диспозиции немецких романтических органов.........179
Приложение III. Портреты Макса Регера, Гуго Римана и Карла Штраубе; первая страница автографа Фантазии и фуги на тему BACH......189
Библиография.....................................................193
Введение
3
Органное творчество Макса Регера является одной из наиболее ярких, самобытных и значительных страниц в истории органного искусства. В колоссальном творческом наследии композитора1 произведения для органа, количеством около 200, занимают второе по многочисленности, после камерной музыки, место.
Как создателю органных произведений, Регеру довелось осуществить важную историческую миссию. Известно, что в конце XIX века органная культура Германии переживала период относительного кризиса. Со времени великого Баха органная музыка утратила свою прежнюю приоритетную роль в творчестве композиторов. Весьма снизился и исполнительский уровень. По воспоминаниям Карла Штраубе, в период с середины XIX века виртуозом считался уже тот, кто мог сыграть Токкату ре минор Баха.
Можно без преувеличения сказать, что появление хоральной фантазии Макса Регера «Ein feste Burg ist unser Gott» ознаменовало начало нового значительнейшего периода в истории немецкой органной музыки. Как впоследствии вспоминал первый учитель Регера, Адальберт Линднер, «... это были звуки такой мощи, такого возвышенного величия и святости, каких со времен Иоганна Себастьяна Баха не создавал более дух простого смертного; это были громкие голоса, возгласы герольдов, возвещавшие наступление
л
новой эпохи в области органной литературы» .
Поистине грандиозные симфонические полотна, созданные Регером для короля инструментов, и по сей день поражают масштабностью, глубиной содержания и интенстивностыо воздействия. Как истинный художник своего времени, композитор сумел отразить в них картину духовных переживаний,
'Список произведений Регера включает 146 произведений с указанием опуса. 250 отдельных не пронумерованных сочинений, многочисленные транскрипции и обработки как собственных, так и произведений других композ»т>ров.
2 Lindncr A. Мах Reger. Ein Bild seines Jugcndlcbcns und künstlerisches Werdens. Stuttgart, 1923. S. 137
19
сам на более «подходящем» инструменте - двухмануальном органе фирмы Штайнмайер в католической церкви города Эрбендорф, где композитор находился некоторое время в гостях у своего дяди, учителя и органиста Теодора Ролла (Theodor Roll)18.
Можно предположить, что Регер, по крайней мере, в начале Вайденовского периода ориентировался при создании своих произведений на орган Валькера в Висбадене, который был ему хорошо знаком и на котором он сам неоднократно играл. В самом деле, хоральная фантазия «Ein feste Burg ist unser Gott» op. 27 еще вполне отвечает возможностям этого инструмента. Однако среди регистровых указаний этого сочинения встречается название регистра Fugara 4', которого нет в диспозиции висбаденского органа. В хоральной фантазии ор.ЗО «Freu Dich sehr, о meine Seele» впервые появляется требование «16’, 85, 4’» на III мануале, в последующих произведениях роль разнообразно и полно в регистровом составе представленного третьего мануала вес более и более увеличивается. Эти требования были неосуществимы на органе Валькера. Однако такими регистровыми возможностями обладал инструмент Зауэра в Везеле. Так как первым исполнителем большинства произведений Вайденовского периода был Карл Штраубе, можно с большой степенью вероятности предположить, что он подробнейшим образом сообщал о процессе воплощения сочинений на своем инструменте, и Регер имел о нем таким образом довольно ясное представление, ориентируясь при создании своих творений именно на орган Зауэра в кафедральном соборе Виллиброрди. Эту гипотезу, на наш взгляд, поддерживает также то обстоятельство, что поистине грандиозные музыкальные полотна, созданные Регером в тот период, были вне всякого сомнения рассчитаны на большой симфонический орган.
В письме к Карлу Штраубе от двадцать пятого марта 1914 года мы находим подтверждение того, что Регер задумывал свои произведения для весьма крупного органа: «Мой дорогой! Итак: Его светлость герцог
18 Диспозиция приводится в приложении.
20
пожертвовал новому залу в Мейнингене новый орган (фирмы Штайнмайер), который наконец готов. Орган трехмануальный, в пашем понимании небольшой. Ты должен играть концерт торжественного открытия. [...] Если ты будешь играть с паузами 1 Vi часа, этого будет вполне достаточно; гак что слишком крупные вещи шрать не нужно 1) люди не поймут и 2) орган слишком маленький. Ты возьмешь: Баха, Мендельсона, Регера. Для моего BACH орган будет едва ли достаточен»19. (Данный орган насчитывал 45 регистров, имел копуляции, швеллер и вальце!)
В сентябре 1901 года, после выхода отца на пенсию, семья Регера переезжает в Мюнхен. Восстановив здоровье, Регер начал тяготиться примитивной обстановкой маленького провинциального Вайдена и стремился в столичный процветающий Мюнхен, с его бурлящей культурной жизнью, надеясь найти там признание как композитор. Интересен факт, что в Мюнхене Регер создает намного меньше произведений для органа, хотя имеет доступ к большим и интересным инструментам. Он обращается к новым жанрам, новым составам, создавая такие сочинения, как Симфониетта ор. 90 и Серенада ор.95 для симфонического оркестра, фортепианный квинтет ор.64, струнный квартет ор.74, сонаты для скрипки и виолончели с фортепиано, многочисленные песни для голоса с фортепиано. Для органа, кроме таких крупных произведений, как Вторая соната ор.60 (законченная в декабре 1901 года она, вероятнее всего, была задумана уже в Вайдене) и Вариации и фуга па оригинальную тему ор.73, в этот период были написаны несколько циклов небольших пьес, прелюдий и фуг и хоральных прелюдий.
В 1906 году фирма Валькер построила новый концертный орган в зале Королевский Одеон в Мюнхене. Это был первый инструмент фирмы с электрической трактурой и подвижным шпильтишем. По сохранившимся архивным свидетельствам, Регер принимал участие в предварительных обсуждениях проекта, а также присутствовал на официальном приеме органа.
19 Reger М. Briefe an Karl Straube. Bonn, 1986. S. 233-234. Здесь и далее высказывания в цитатах приводятся в оригинальном текстовом оформлении, включая смысловые выделения отдельных слов.