Ви є тут

Константин Георгиевич Мострас: творческое и педагогическое наследие

Автор: 
Суханова Татьяна Борисовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299961
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление:
Введение
Глава I. Биофафический очерк
3
8
Глава II. Педагогические принципы К. Г. Мостраса
2.1. Организация, задачи учебного процесса 28
2.2. Вопросы учебно-педагогического репертуара 36
Глава III. Методические взгляды К. Г. Мостраса
3.1. Этапы формирования методических взглядов 40
3.2. Средства музыкальной выразительности 50
3.3. Проблемы музыкально-технического развития исполнителя 65
3.4. Общая постановка. Техника левой руки 72
3.5. Техника правой руки 79
Глава IV. Учебно-педагогические пособия и инструктивные сочинения К. Г. Мостраса 92
Глава V. Вклад К. Г. Мостраса в концертный репертуар
5.1. Оригинальные сочинения 113
5.2. Концертные транскрипции 118
5.3. Редакции произведений скрипичной литературы 124
Заключение 143
Список литературы 145
Приложение I 168
Приложение II 191
2
Введение
Творческое и педагогическое наследие Константина Георгиевича Мостраса — профессора Московской консерватории, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, доктора искусствоведения, - в своей совокупности может быть рассмотрено как теоретическое обобщение опыта отечественной скрипичной школы первой половины XX века. Процесс становления школы в послереволюционные годы, ее повсеместное признание в качестве одной из ведущих мировых школ проходил непосредственно при участии К. Г. Мостра-са, который внес свой вклад, прежде всего, как педагог и методист, при этом обог атив скрипичную литературу композиторским творчеством, обработками и редакциями.
Содержание трудов Мостраса, отражающее ею педагогическую концепцию, находится в определенной отдаленности от тенденций современных методических работ. Тем не менее, в настоящее время они имеют не только историческое значение, но и сохранили научно-методическую ценность. Обращения к положениям Мостраса в трудах отечественных музыковедов Е. Назайкинского, Ю. Рагса, а также методистов О. Шульпякова, М. Бсрлянчика и других свидетельствуют о перспективности высказанных взглядов, обозначенных проблем. Популярность подготовленных Мострасом обработок, редакций концертного и учебно-педагогического репертуара скрипачей также характеризует фундаментальный уровень педагогической и исполнительской культуры. Однако невозможно соразмерить степень использования наследия, пока оно до конца не изучено. Трудно дать объективную оценку его содержанию, не имея совокупного представления о взглядах Мостраса по вопросам эстетики, педагогики, психологии исполнительства, не вписав их в общий музыкально-художественный контекст эпохи.
Специфика деятельности Мостраса, не связанная с публичностью, в некоторой степени объясняет отсутствие до настоящего времени обобщающего исследования наследия выдающегося музыканта, педагога и ученого советской эпохи. Число работ, посвященных педагогике и творчеству Мостраса, ограничивается воспоминаниями учеников — О. Агаркова и К. Родионова [5], М. Яшвили [177]; кратким очерком С. Микитянского [107]; стагьей-
3
траса: Песня ] \ Вольфа и «Индийская серенада» С. Скотта в транскрипциях К. Мостраса вошли в его концертный репертуар, а впоследствии были записаны на грампластинке.
К концу ЗОх годов научно-методическая деятельность Мостраса была сосредоточена на подготовке материалов к курсу «Методики обучения и игре
на скрипке», представлявшему совместно с курсом «Истории смычково-
26
струнного искусства и педагогики» новые учебные дисциплины на струнных кафедрах Московской консерватории. Взаимообогащению опыта в области скрипичной методики способствовал профессиональный контакт Мостраса с профессором Ленинградской консерватории Б. А. Струве27. Другими членами кафедры также был внесен определенный вклад в создание курса, но свое законченное оформление материал получил в лекциях Мостраса, которые он читал с 193928 по 1952 годы. К этому времени он имел опыт лекторской работы в Институте повышения квалификации музыкальных педагогов, где им велись занятия с 1936 по 1938 годы. По свидетельству Я. Рабиновича, лекции Мостраса привлекали не только студентов, их регулярно посещали
26 Новый тип научной дисциплины, посвященной истории инструментального искусства, первым создал заведующий кафедрой истории и теории пианизма, профессор Г. М. Коган. С 1939 года по инициативе И. Ямпольского и Л. Гинзбурга курс истории струнносмычкового исполнительства и педагогики был включен в учебный план оркестрового факультета Московской консерватории.
27 С ЗОх годов Б. А. Струве читал лекции «Научные основы игры на смычковых инструментах» в Центральном музыкальном техникуме и в Ленинградской консерватории, а с 1939 года возглавил кафедру теории и истории игры на смычковых инструментах Ленинградской консерватории [153, 147\.
"УЫ
“ В рукописи автобиографии Мостраса (из архива Московской консерватории) и в других источниках ([111,448], [107], [5, 59], [178], [153]) указано, что курс лекций по методике читался им с 1931 года, хотя официально курс в Московской консерватории был введен в 1939 году, о чем свидетельствует выдержка из публикации К. Мостраса 1939 года: «С настоящего учебного года в число дисциплин консерватории введены для студентов III курса два новых предмета: методика игры и обучения на струнных инструментах и история исполнительства...» [120] Очевидно, в биографию Мостраса 1931 год попал ошибочно, но, возможно, что скрипичная методика могла существовать как факультативный предмет.
19
педагоги ЦМШ и музыкального училища [165]. Материалы лекций изучали ассистенты Мостраса — Б. Кузнецов и Ю. Янкелевич, а также аспиранты кафедры - С.-Микитянский и Б. Доброхотов. По программе Мостраса были созданы аналогичные курсы в других консерваториях страны. С 1946 года курс методики скрипичного исполнительства и преподавания был введен в учебную программу музыкальных училищ (см. Приложение II).
Лекции Мостраса способствовали повышению качественного уровня педагогической подготовки студентов, интересу молодых специалистов к научной работе. Навыки методического мышления-в той или иной степени профессору удалось привить всем студентам, прошедшим его обучение. Фактически Мострас создал отечественную методическую школу29. Его воспитанники продолжили преподавание методики скрипичной игры: Б. Кузнецов читал курс в Московской консерватории, С. Микитянский - в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Значительным вкладом в отечественную методическую мысль явились диссертации бывших учеников Мостраса - Я. Таргонского «Флажолеты смычковых инструментов» [202], О. Агаркова «Исследование вибрато как средства выразительности в музыкальном исполнении» [3], А. Григоряна «Учебное пособие для начинающего скрипача, построенное на русском и советском музыкальном материале» [67], а также методические работы К. Родионова [См. подробнее: 32, 110] и других.
Мострасом в значительной степени были проявлены способности организатора. С 1936 года, с созданием системы кафедр на оркестровом факультете, он возглавил одну из кафедр скрипки, а с 1944 по 1950 год управлял объединенной кафедрой скрипки и альта, которая впоследствии была передана Д. Ойстраху. Знания Мостраса способствовали расширению его деятельности как выдающегося специалиста и эксперта в других музыкальных сферах. Начиная с ЗОх годов, Мострас систематически состоял членом жюри конкурсных комиссий, включая I Всеукраинский конкурс скрипачей в Харькове
“ Данное утверждение не преуменьшает значение деятельности основателя методической школы Ленинградской консерватории Б. А. Струве, воспитанниками которого являлись Л. Раабен, И. Благовещенский, Л. Гинзбург и другие.
20